Сочинять так, чтобы академическая музыка была популярной

Дмитрий ЖученкоНа наши вопросы отвечает петербургский композитор Дмитрий Жученко:

- Дмитрий, сочиняя музыку, Вы ощущаете себя в историческом музыкальном контексте, или он для Вас не важен?

- Ещё как важен! С кем-то полемизируешь, что-то утверждаешь. Каждое поколение этим занимается, так или иначе. А XX век всё усложнил и запутал, кое в чём и наврал. Там проблем как у кремлёвской стены! Кто лежит в самой стене, кто рядом, надо или не надо, а законсервировали… Выражаясь компьютерным языком, пора сделать дефрагментацию. Новое должно как-то соотноситься с прежним и тут возникает всегда вопрос – как писать? На что опираться? Каждый понимает это по-своему.

- Как Вы относитесь к спорам о тональности/атональности?

- Чем старше становлюсь, тем меньше хочется спорить. Кто-то слишком молод, чтобы быть достойным соперником в споре, а кто-то никогда даже не пытался думать сам. Спорить любят все. Ещё не дослушают, а уже не согласны. Важнее учиться думать. Чтобы мыслить атонально, нужно специально тренировать мозг. Но в чём доблесть? Творец видит мир преображённым, а мы с атональностью получаем лишь вариацию хаоса. Так что спорить здесь не о чем. Но всегда есть небольшой круг людей, которые этим живут, этим питаются, им это интересно, они это любят. Почему – я не знаю, но мне кажется, что это какое-то нарушение психики, химии в организме. (Но – это в споре сказать нельзя, не обидев человека.) В юности я бы им головы поотрывал, сейчас я их знаю лично, общаюсь с ними, с некоторыми даже дружен! 

 

- Кто из известных композиторов оказал на Вас наибольшее влияние?

- Их очень много. Самые важные для меня авторы – это Григ, Рахманинов и Прокофьев. Из советских: Дунаевский и Геннадий Гладков. Это имена тех, кто повлиял на меня, то, что можно обнаружить в моём собственном творчестве. А вообще моя жизнь – череда открытий. Я исследую пространство, самого себя, человеков… И вся жизнь в музыке – это открытия новых имён. В последнее время открыл для себя Рихарда Штрауса и Брукнера. А вот Вагнера, Брамса и Малера не люблю. Малера в Шостаковиче – воспринимаю!

- Если бы Вы не были композитором, кем бы Вы хотели быть?

- Это маловероятно, но я и так во многих лицах! Занимаясь творчеством, мы отражаем мир и выражаем себя в этом отражении. В своей музыке я и путешественник, и биолог, и врач, и политик, и мыслитель, и поэт, и разбойник. Хобби как такового у меня нет, если не считать психологических экспериментов. (Кто меня знает - поймёт. )) Люблю лепить и вырезать из дерева. В юности тренера за мной охотились – быстро бегал, а ещё неоднократно приглашался в мир моды модельером женской одежды… Кроме того, я ещё и пианист.

Назвался пианистом и вспомнил один случай. Мы давно дружим с пианистом Андреем Ивановичем, вместе учились у замечательной Ирины Александровны Антоновой в училище им. Римского-Корсакова. Андрей тогда тоже сочинял музыку и у него прекрасно это получалось. Однажды я сказал ему: Давай, так здорово получается, пиши побольше! Он ответил мне:Что, вот так часами сидеть и этим заниматься? А когда учить Шопена?!! а я тогда подумал:Что, вот так часами сидеть и учить чужую музыку? А когда сочинять?!!

Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу.

                                                     Ю. Левитанский

 

Моё кредо – писать так, чтобы академическая музыка была популярной. При этом, РАЗУМЕЕТСЯ, не потакая низкому. Человеческий мозг способен на чудеса, лучше его усилия направлять в гармоничное русло. Нельзя отражать ужасы мира, потому что мы этим подпитываем тёмные силы. Нужно нести людям свет, веру в свои силы, оптимизм, добро и красоту. Это моя религия.

А вы посмотрите, что у нас происходит с человечеством? Сколько шума вокруг разрушений, эпатажа, ненормальности, уродства, конфликтов, терактов. Те, кто предлагает нам эту пищу, лукавят. Когда ругают попсу, что, мол, это зло, я сразу вспоминаю нововенцев, с тяжёлой руки которых во всех музыкальных вузах мира стали боятся естественности, гармонии. От композиторов требуют изобретательства. Только человек сильного дарования и с характером может отстоять самобытность в таких условиях. Вот это интересная задача – быть композитором!

 

А вот с чем я практически сталкиваюсь.

Когда я руководил танго-оркестром “Remolino”, то пытался привлечь внимание массмедиа к нашему коллективу. Я поражался вялости журналистов. А ведь это было настоящее событие в масштабах города и даже России. Впервые в новой России появился танго-оркестр, на достойном уровне исполняющий музыку великого аргентинца Астора Пьяццоллы. Музыкальная общественность как-то не заметила, что Пьяццолла сделал с танго то же, что в своё время Шопен сделал с вальсом и мазуркой. Танго до Пьяццоллы и после него – это два разных явления! От бытового - к высокому. Ведь это событие планетарного масштаба!! Журналисты же мне отвечали: Если б у вас была акция протеста или теракт, мы бы приехали и напечатали.

Вот ещё пример. Много говорили одно время про режиссёра Дмитрия Черникова, про его переделки классических русских опер. Был предлог: якобы они не динамичны, не зрелищны. Сходил. И что я увидел? Самодеятельность, безобразие, глупость. Вместо того, чтобы писать НОВОЕ, зачем-то перекраивают старое, шедевры, рушат то, на чём стоим мы, нынешние. После этого можно упасть совсем. Тратить такие средства на постановки - для чего? Какова цель? Как недавно сказал Сергей Петрович Баневич: «Глядя на наше время, потомки будут недоумевать - чем они там занимались? Что у них композиторов нормальных, что ли, не было?!!

Я, как человек активный, сразу же попытался связаться с Черниковым и предложить ему написать новую музыку на те темы, которые его интересуют. Зачем осовременивать классику, когда можно и НУЖНО создавать новое. Пусть меня обвинят в отсутствии скромности, (оставим это девочкам) но я способен написать хорошую музыку, я готов тягаться с классическими вершинами. Самому мне не удалось с ним поговорить, но через друзей мне передали, что мол, он занят до 2025 года. ЧЕМ он занят?!!

- Где можно услышать Вашу музыку?

- В театре “Зазеркалье идут два моих спектакля: “Нам не страшен серый волк и Сказание о Рикки-Тикки-Тави. Каждый год на детских фестивалях поют песенки, хоры и играют фортепианные ансамбли. Раз в году я провожу Авторский концерт. Участвую в мероприятиях Союза Композиторов. Принимал участие в фестивалях: "Северные цветы", "Арлекин", "Дворцы Петербурга", "Танго белых ночей", "Ожившая сказка", "Камерных оркестров", "Традиции и современность", "Брат и сестра", "piano duo", "Искусство и образование XXI", "Волшебная клавиша", "Roma-2008", "БАЛтийское соЗВЕЗДие" и т.д. Мою музыку исполняли примерно в 25 странах.

- Кто из литераторов является вашими соавторами. Вы предпочитаете известных поэтов-классиков или вам нравится открывать для себя новые имена?

Я постоянно читаю и в целом в курсе новинок литературы. Прозы и поэзии. На классику с удовольствием бы писал и немного пишу: есть музыка на стихи Прасолова, Тютчева, Бунина. С классиками трудность вот какая. Часть стихов или драматических повествований уже «занята», и притом в ряде случаев замечательной музыкой. Но в мире всё повторяется – новые, современные, молодые авторы ставят всё те же старые, больные вопросы. Так должно происходить и происходит каждые четверть века. Так что есть с кем и о чём “посотрудничать”.

Н.М.Голь – мой первый соавтор. Мы познакомились, работая над спектаклем “Сказание о Рикки-Тикки-Тави”. Человек, который меня не перестаёт удивлять. Он очень одарённый человек, выдумщик, настоящий поэт. Притом, что как он всегда говорит, у него нет слуха, Николай Михайлович умудряется писать такие стихи, которые поются. Из всего, что мы с ним вместе натворили, мне захотелось заменить или изменить лишь несколько слов!!

Фридман Евгений Михайлович. С ним мы написали «Маленького принца (по Экзюпери), в работе опера «Спящая красавица по известной сказке. Е.М. мыслитель, концептуалист, задорный, спорщик. Радость сотворчества с ним ни с чем не сравнима. Хоровая студия «Галактика» в Капелле исполнила Хоровой концерт с оркестром на слова Марины Снегиревой. Это очень талантливая поэтесса, которая обладает ещё и редкой способностью: она пишет стихи на уже готовую музыку. Хотелось бы написать на её стихи музыку к целому спектаклю. Ещё Зинаида Павлова (творческий псевдоним Дар-Мирова), на её стихи я пишу хоровой Концерт Колыбельные и сны. Екатерина Кирилова – романсы и песни.

 - Ваш любимый жанр?

Больше всего я люблю работать в жанрах опера-мюзикл и концерт. Концертов у меня семь. Примерно столько же мюзиклов.

                                                                                 вопросы задавал Вячеслав КОЧНОВ,   

                                                                                 фото Лариссы Хендле {jcomments on}

 

1