Алекс Theatre_No. Постижение сути скрытой красоты.

 Сегодня у нас необычный гость – пожалуй, один из немногих, кого без оговорок можно назвать словом «artist» – во всех смыслах этого слова. Являясь сам произведением собственного Искусства, он создает свою реальность по уникальным лекалам, аналогов которым нет и, пожалуй, не будет.
О существующей реальности, о красоте, о творчестве - Санкт-Петербургский дизайнер, визажист, модель и писатель Алекс Theatre_No.


- Что для Вас послужило стимулом заняться дизайном?

- Боюсь, что ответ будет или коротким или не совсем понятным для тех, кто имеет счастье не быть близко знакомым со мной. Ибо ответ примерно таков – все и ничто.
      Ничто – потому что невозможно  определить пограничный  момент, в который было принято отчетливое «волевое решение». Все – потому что как только я стал осознанно воспринимать окружающую действительность, формировать мнения, наблюдать происходящее вокруг,  то немедленно убедился, что прекрасного в моем понимании не обнаруживается. И, в конце концов, это собственное прекрасное начал создавать, потому что данный подход куда более продуктивен, нежели пустое брюзжание на тему того, как все вокруг скверно.

      Интерес к созданию одежды у меня имел место в довольно раннем возрасте, но понимания со стороны кого бы то ни было не встретил, потому что «нормальные» люди, как считалось в славную эпоху застоя, должны быть инженерами, переводчиками, лучше – товароведами, в худшем случае – летчиками, но уж никак не творческим-не-пойми-кем. Тем более, что понятия «дизайнер» не было, а слово «модельер» - это откуда-то из другого мира, куда и стремиться не стоит пробовать. И вообще лучше в товароведы.

- Почему именно театр НО? Вам настолько близка культура Востока?

- Оговорюсь сразу – знатоком культуры востока я себя назвать не могу, но отдельные моменты мне интересны и близки. Так что знания мои - узконаправленны.
      Theatre_Nо (именно через нижнее подчеркивание и в таком написании) - изначально это был мой сетевой ник, который постепенно приобрел заглавные буквы и превратился в часть имени. Выбор, разумеется, не случен, он вполне осознан и дает вдумчивому человеку массу полезной информации о том, что я делаю и обо мне лично. Это может быть прочитано как НЕтеатр, или театр отрицания. Отрицание здесь воплощается как действенное начало, вопреки согласию со всем и бездействию.
      Так же имеется прямой намек на японский театр Но (Noh). В традиции Но искусство рассматривается как художественное отражение действительности, которое не должно быть слишком похоже на реальную жизнь. Условность необходима. Для японской эстетики назначение искусства - дать почувствовать то, что за гранью видимого мира, что незримо присутствует.
     
- Вы начинали с довольно мрачной, тяжелой эстетики, это продиктовано Вашим восприятием окружающей действительности?

- Переосмысливая все сделанное, прихожу к выводу, что никакой особой тяжести или мрачности не наблюдается. Вообще со временем взгляд на многие вещи не то, чтобы меняется, а становится более пристальным. Лишнее отсекается, остается только главное. Если мой стиль кому-то кажется мрачным или тяжелым, это в большей степени характеризует не сами вещи, а то, под каким углом на них смотрят.
      В своей авторской одежде я отдаю предпочтения относительно простому силуэту, но при ближайшем рассмотрении нередко оказывается, что в вещи присутствует сложная система деталей, которая не сразу бросается в глаза. Это и есть целостность образа, который и должен восприниматься как цельный, обладающий четкими характеристиками объект, а не совокупность отдельных частей. Я делаю свои вещи легко, идеи приходят сразу, в законченном виде. Если какой-то проект не вызывает отклика в виде зримых образов, значит это просто «не моя» работа.

- Свой недавний проект Вы назвали «Трэш-кабаре» - чем Вас привлекает данная культура?

- Если еще совсем недавно модным словечком было «готично» - а готично могло быть все от  ведра черной краски и старых галош до кринолина, то сейчас все чаще слышно слово «трэш». Как  обычно, имеет место неосведомленность и бездумное употреблении слова, смыл которого говорящему не ясен. Трэш бесхитростен, бездумен, безыдеен, свободен от  рефлексии, контекста, этики, морали, а порой и здравого смысла. Это массовая культура, ее ключевые образы, но доведенные до абсурда и как бы вывернутые на изнанку. Проблема в том, что трэшем сейчас, не вдаваясь в подробности, стали называть все интересное, экстравагантное, новаторское, все, что кажется «немного слишком». К тому, что называется «трэш-культурой» я не имею никакого отношения, а некие аллюзии, которые присутствуют в проекте «Dark Trash Cabaret», имеют далеко не «лобовой» характер.

 - Пару лет назад Вы организовали арт-группу. Чем хорош постоянный коллектив, какие преимущества это Вам дает?

- Раньше я работал практически самостоятельно и мало интересовался продвижением творчества - просто не задумывался об этом. Периодически участвовал в различных мероприятиях, нередко закрытых, сотрудничество с моделями имело разовый характер. А позднее  совпал сразу ряд обстоятельств – участие в нескольких интересных и совершенно разных по своему содержанию мероприятиях, плотная творческая  работа и  контакты новыми с людьми. Таким образом, в начале 2008 года была организована арт-группа «Dark Theatre_No», которая  стала заметным явлением не только дарк-сцены. С нами на дарк-сцене Санкт-Петербурга вообще впервые возникло такое понятие, как арт-группа, то есть творческий коллектив, чья деятельность охватывает сразу большое число областей.
      Спектр нашей деятельности включает, собственно, создание уникальной авторской одежды, в том числе эксклюзивные сценические костюмы, визаж, создание образов, проведение фотосессий, создание промоматериалов, постановку театрализованных показов (фешн-перфомансов) и др. А поскольку мы довольно часто выступаем – фестивали, клубные мероприятия, концерты – то это очень удобно, что в состав группы входят модели, постоянно участвующие в наших перфомансах, фотосессиях, проектах.
      Очень важным моментом я считаю присоединение к арт-группе замечательного фотографа Раисы Канаревой (Cheschhh), которая является главным нашим фотохудожником и координатором группы в целом – то есть, сейчас мы вдвоем являемся руководителями группы.
      Периодически мы, руководители группы, занимаемся самостоятельными проектами, в ходе которых вдруг оказывается, что все это связано общими творческими течениями. Например, Cheschhh недавно закончила очень сильный фотопроект «Paper Doll’s», тональность которого, вдохновлена, помимо прочего,  моими работами. Образы из этого проекта с некоторыми изменениями перетекли в трехмерное пространство перфоманса, в рамках которого соседствовали герои, созданные мной и Cheschhh. С другой стороны, образы из моего проекта «Precious Dolls» в настоящий момент получили «вторую жизнь» в серии фотосессий Cheschhh. Мне кажется, такое взаимодействие, где самостоятельная творческая работа, не смешиваясь,  имеет интересные пересечения, и один проект плавно перетекает в другой, является весьма продуктивной.
      Выступления арт-группы на мероприятих обычно называются fashion performance (dark fashion performance) – такое название я сформулировал сначала сам для себя. Perfomance – потому что ставится номер (небольшое шоу), с сюжетом, образами, характерами. Fashion – потому что создается образы с использованием авторских одежды, аксессуаров, украшений и визажа. Одежду я делаю на заказ, но для показов существует относительно постоянный, но периодически пополняемый новыми вещами парк моделей not for sale, включающий разнообразные костюмы, авторские шляпы и проч. Таким образом, даже сложно сказать, чего  в наших постановках больше – шоу, театра, моды или чего-то еще.
     
- Вскоре состоится мероприятие, в котором Вы дебютируете прежде всего, как организатор – расскажите об этом, пожалуйста.

- Сейчас для нас довольно важный этап. Арт-группа постоянно развивается, потому что стоять на месте непродуктивно и неинтересно. Поработав со многими успешными организаторами, мы решили сделать собственное мероприятие. Оно состоится 9 мая в клубе «Арктика» и называется «Addam’s Family Party». Это наш первый опыт и мы надеемся, что он будет успешным. Самое главное – иметь адекватное представление о том, что есть «успех первого мероприятия»…
      Если кратко, «Addam’s Family Partу» - это костюмированная (то есть имеющая «средней жесткости» дресс-код) вечеринка, посвященная неувядающей семейке очаровательных и ироничных  фриков из всеми любимого фильма. В программе планируются выступления музыкальных групп, фотовыставка, танцевальные номера, светодиодное шоу, творческие конкурсы, в том числе на самые красивые и оригинальные образы среди гостей мероприятия, вручение призов.
      Особенность мероприятия в соединении концертной и  развлекательной программы с творческими конкурсами, а также в самой тематике, потому что, строго говоря, очень не хотелось делать очередную «готическую», «попсовую или «мега-VIP-закрытую» вечеринку, как сейчас модно. Мы постараемся, чтобы на нашем мероприятии было интересно совершенно разным людям. Тем более, что сама атмосфера этой культовой комедии способна привлечь самых разных людей – посетителей «дарковых» мероприятий, поклонников декаданса, фриков,  тусовщиков, творческих людей  (визажистов, стилистов и проч.), киноманов. Так что приходите – будет интересно!

Подробности можно узнать в группе, посвященной вечеринке

http://vkontakte.ru/club10215920
     


- Вы работаете с эстрадными исполнителями. Насколько сильно приходится подстраиваться под их требования, или, все-таки, приглашая Вас, они уже ориентируются на Ваш стиль?

- Я работаю с ними как визажист, выполняющий грим для сцены или make-up для фотосессий, создаю сценические костюмы, выполняю полный стайлинг – создание целостного образа. Как правило, обращаются, уже увидев мои работы и заинтересовавшись яркой стилистикой. Нередко это происходит в моменты, когда у исполнителя есть потребность что-то поменять в имидже, добавить новых красок или вообще совершить кардинальный поворот. Работа с заказчиком – известным или неизвестным человеком - как любая совместная деятельность, подразумевает контакт людей, способность пойти на компромисс, там где это нужно, и не пойти, там где это принципиально. Плюс необходимую степень взаимопонимания, общность представлений о некоторых вещах, например  - о прекрасном. Стараюсь браться  только за значительные, интересные и сложные проекты.
     
      Например, для выступлений и промо-фотосъемок Ларисы Лусты я делал визаж, также были задействованы моя готовая, ранее отшитая одежда и специально созданный для ее новой программы составной костюм из платья и стилизованного плаща-кимоно. Наш фотограф Раиса Канарева участвовала в фотосъемках, и один из кадров студийной фотосессии лег в основу афиши этой программы.
      На дарк-сцене мы работали с одним из самых талантливых исполнителей Roman Rain. Несмотря на долгую и активную концертную детальность, у исполнителя не было профессиональных фотоматериалов, поэтому мы провели первую стильную костюмную фотосессию, послужившую основой афиш и других промоматериалов. Активное использование снимков и многочисленнее восторженные отзывы зрителей говорят об успехе этой  работы куда больше, чем наши собственные соображения. Также мы подготовили шоу-программу для сопровождения концертного выступления певца: театральные номера, костюмы, грим, плюс был создан самостоятельный более длинный  перфоманс, который был показан на его концертах.

- На какие еще уровни творчества Вам хотелось бы выйти? Оформить театральный спектакль, например?

- Вопрос стоит не о «спектакле», фильме или танцах на канате. Тут вопрос скорее качественный – как это все реализуется, и насколько эта реализация оправданна и нужна. Арт-группа принимала участие в мероприятиях самого разного плана, уровня, масштаба, и у меня накопился достаточный материал для осмысления ситуации, имеющей место в определенном культурном слое.
      Ситуация эта здравомыслящего человека радовать не может. Львиная доля того, что наблюдается на многих клубных мероприятиях, по сути, имеет такие низкие качественные характеристики,  что даже не может являться объектом критики. Порой начинаю с нежностью думать о цензуре – не об идейной, нацеленной на оценку содержания культурного явления, а о качественной «премодерации» того творческого продукта, который так или иначе предъявляется для восприятия. Потому что зачастую зритель так и остается морально девственным и неспособным различать даже «что такое хорошо и что такое плохо», или, хотя бы, отличать «очень плохо» от «терпимо».
    Поймите правильно, будучи человеком аполитичным, я, тем не менее, не могу не думать о некоторых вещах. И мысли не самые радужные: поскольку, за редким исключением, качество творческого продукта, особенно в рамках сообществ и субкультур «как бы» передовых, пограничных, является чудовищно низким, то стимул и смысл качественной работы теряется, так как остается недооцененным.
      Но я продолжаю быть убежденным, что будущее за качеством и за подлинным мастерством, со временем мы станем цивилизованнее, образованнее, толерантнее, начнем все чаще  требовать только качественного и хорошего. Потому что, основательно распробовав лучшее, на среднее или, тем более, плохое соглашаться совершенно не хочется. Тем, кто сам ищет свои дороги, много работает и идет впереди, нужно много сил и терпения, нам нельзя погибнуть и исчезнуть совершенно, потому что это, может и порадует кого-то, но реально – погубит развитие в масштабах мироздания…. Вот так глобально! (улыбается) {jcomments on}
     


1