Виктория Иванова: Петербург стал для меня счастливым городом

В пяВика Ивановатницу 23 апреля в Театральном музее Петербурга (пл. Островского, 6, начало в 19.00) совместно с петербургской скрипачкой Ольгой Артюгиной выступит московская пианистка Виктория Иванова с концертной программой "ДВЕ ЗВЕЗДЫ. Вечер инструментальной музыки". Сегодня Виктория Иванова любезно согласилась ответить на наши вопросы.           

- Виктория, если бы Вы не стали пианисткой, кем бы Вы хотели быть?

- Честно говоря, много раз задавала себе этот вопрос. Если представить теоретически, что музыки и моего инструмента не существует, наверное, стала бы писателем или психологом. К литературе у меня была склонность с самого детства: я писала стихи, сказки, даже повести в стиле фэнтэзи, мои сочинения часто направляли на олимпиады. Даже сейчас возникает много литературных идей, но, к сожалению, не хватает времени для их воплощения. Психологией я увлеклась в последние несколько лет. Мне очень интересен внутренний мир людей; каждый новый человек - как новая книга или новое музыкальное произведение - хочется разгадать, что скрывается за внешним обликом, хотя по лицу, глазам, мимике  можно тоже очень много сказать о характере и натуре.
Я люблю слушать, делать выводы, анализировать, чем  мотивированы те или иные поступки, и после дать совет. Многие жизненные истории порой помогают сделать выводы и для себя самой.Но представить себя не музыкантом на самом деле не могла никогда. Музыка - моё второе "Я". Выходя на сцену, я забываю, кто я, какого пола, национальности, какие у меня проблемы, - существуют только рояль и музыка, которую надо "донести" до слушателя. Знакомые часто спрашивают: "В жизни же так много интересного и прекрасного! Не скучно всё время заниматься одной музыкой?" Слыша этот вопрос, вспоминаю слова Ницше: "Без музыки жизнь была бы ошибкою". Так вот и моя жизнь без музыки была бы не просто ошибкою, она была бы уже не моей.

- У Вас бывает такое, что нужно играть, а вдохновения нет? Есть ли такие авторы и произведения, которые Вам чужды или непонятны?

- Конечно, бывает всякое, особенно если часто выступаешь. Иногда мешает плохое самочувствие, усталость, волнение. Главное - забыть об этом перед выходом на сцену, представить, что выходишь играть последний раз в жизни. В прошлом году мне пришлось сдавать два государственных экзамена с переломом мизинца на левой руке. Но сцена - лучший лекарь. За роялем я постаралась забыть о травме, сосредоточиться на исполнении, и получила на обоих экзаменах высший балл. Комиссия даже ни о чём не догадалась, хотя боль в руке немало мешала мне.
Если говорить об авторах, легче сказать кто ближе - для меня это практически вся русская музыка, но имя Рахманинова выделю отдельно. Я не спешу давать определения вроде "Это мне чуждо" или "Это не моё". Каждый автор - для определённого возраста, для каждого - свой период жизни. Например, когда-то я очень увлекалась Скрябиным и не понимала Прокофьева, теперь же он - один из моих любимейших композиторов, а восторг от музыки Скрябина несколько ослабел. И если сейчас мне не совсем близка старинная музыка или творения Хиндемита, Бартока, а также многих современных авторов, - это не значит, что через несколько лет кто-то из них не войдёт в число фаворитов.
 
- Какой Вам представляется история музыки? Закончилась ли она, на Ваш взгляд?

- Меня всегда поражала фантазия современных авторов. Ведь порой кажется, что в музыке сказано уже всё; все формы, мелодии, технические приёмы уже кем-то были использованы. Но у меня есть много друзей-композиторов, совсем молодых, ещё студентов, чья музыка убеждает меня в том, что история музыки не только не закончилась, - она продолжает развиваться! Музыка всегда отражает время, в которое создаётся. Пока есть история мира - есть и история музыки.

-  Ваши впечатления от Петербурга? Вы много гастролируете - какие страны и города Вам нравятся больше всего?
 

- Петербург стал для меня поистине счастливым городом. Год назад я дважды стала здесь лауреатом, сыграла много концертов; здесь у меня много близких друзей и, конечно, ставшее уже "родным" Петербургское Рахманиновское общество.
Приезжая сюда, я с удовольствием гуляю по улицам, любуюсь каждым домом, улицами, набережными, реками и каналами, и не устаю восхищаться удивительной культурой петербуржцев! Не говоря уже о том, сколько замечательных музыкантов в этом городе, и попасть на концерт любого из них – праздник.
Несмотря на то, что я коренная москвичка, всегда говорю открыто: мой любимый город - Санкт-Петербург. И если бы мне предложили выбрать заново родной город - я бы, не раздумывая, выбрала Северную столицу.
Из других городов я бы выделила украинский город Харьков. Я немало сотрудничала с Харьковским Молодёжным симфоническим оркестром, с которым мне посчастливилось сыграть сложнейшие концерты: 3-й концерт С. С. Прокофьева, 2-й концерт Т. Н. Хренникова (исполнение было посвящено памяти композитора, ушедшего в том году), а также 3-й концерт С. В. Рахманинова - это была моя давняя, заветная мечта!
Меня поразили профессионализм, ответственность и отдача молодых музыкантов. Играть с ними было одно удовольствие, - как великолепно оркестр был подготовлен, как чутко следовал воле солиста! У меня остались записи всех этих концертов.

- Как Вы относитесь к программной музыке?

- Композитор, дающий название своему произведению, заставляет исполнителя не только думать над содержанием, но позволяет и фантазировать. Зачастую на первый взгляд название весьма отдалённо сопоставимо с звучащей музыкой, нужно вслушаться, вжиться в те скрытые образы, которые хотел передать автор. Ну и, конечно, в первую очередь, программность - это не только повод для размышления, но и подсказка исполнителю.

- Есть ли у Вас записи? Каковы Ваши творческие планы? Когда ближайший концерт?

- Ближайший концерт - в пятницу 23 апреля в Театральном музее Петербурга (пл. Островского, 6), совместно со скрипачкой Ольгой Артюгиной. Ближайшие планы - закончить Академию им. Гнесиных и продолжить обучение в аспирантуре. В следующем году собираюсь участвовать в нескольких престижных конкурсах, но главной мечтой остаются победы на международных конкурсах им. С. В. Рахманинова. В Петербурге это удалось в 2008-м, - остаются Москва и Лос-Анджелес. Записи есть пока только любительские, в основном с концертов, но в будущем планирую записать диск из произведений С. В. Рахманинова.

Виктория ИвановаНАША СПРАВКА:

Виктория Иванова — талантливая молодая пианистка, ныне выпускница Российской Академии музыки им. Гнесиных (Москва), где учится на 5 курсе в классе профессора, Заслуженного деятеля искусств России И. В. Никоновича. Лауреат многих отечественных и международных конкурсов и фестивалей, в частности — Московского открытого фестиваля «Дни С. В. Рахманинова в Москве» (2003), Международного конкурса им. С. В. Рахманинова (Санкт-Петербург, 2008), Международного конкурса им. Марии Юдиной (Санкт-Петербург, 2009), победитель Международного конкурса «Современное искусство и образование» (Москва, 2009), стипендиат Благотворительного фонда в поддержку искусства и науки. Концертирует сольно и в составе камерных ансамблей в лучших залах Москвы и Санкт-Петербурга. Участница фестивалей «Классика в Петербурге», «Форум "Классика" в Москве», «Два века фортепианной транскрипции», где впервые в России исполнила транскрипции Чайковского-Уайлда. Выступала с молодежным оркестром Мариинского театра, а также многократно — с Харьковским симфоническим оркестром, исполнив 3-й фортепианный концерт С. Прокофьева, 2-й концерт Т. Хренникова и 3-й концерт С. Рахманинова. Участвовала в мастер-классах В. Мержанова, И. Осиповой, Н. Штаркмана, Д. Витена.
 

{jcomments on}

1