ОЛЬГА АРТЮГИНА: Нотный текст – это приглашение к соавторству

ОЛЬГА АРТЮГИНАОльга, Вы – молодой виртуоз, и Вам приходится играть много произведений, написанных в основном, мужчинами. Как Вы можете объяснить, почему та история музыки, которую мы знаем – это в основном история музыки, сочинённой мужчинами?

Ну, почему же «приходится играть»?! Мне, наоборот, это очень нравится! Ведь приятно осознавать, что это вся «история» сочинена для меня, как представительницы «лучшей половины человечества». История человечества – это история любви.…  Ведь недаром древние мыслители говорили, что «миром правит любовь», а французы любят повторять: «сhercher la femme». К тому же, обратите внимание, слово Муза – женского рода, а у кого из композиторов её не было? ...
Ну, а если серьёзно, то, во-первых, история музыки – это история развития общественных отношений, во-вторых – мудрое разделение природой гормонального набора и психофизических свойств между мужчиной и женщиной. Это по науке.
По пункту один всё просто: женщина не могла быть композитором по определению. До появления феминистского движения её удел был прост: Kinder, Kueche, Kirche.
По второму пункту тоже всё просто: для женщины сакральным проявлением высшего творческого акта является вынашивание и рождение ребёнка, а для мужчины – поиск добычи (пищи материальной или духовной), захват новых территорий, обобщение жизненных процессов (кстати, история философии – тоже мужская…)

В истории музыки остался тот, кто в своих произведениях выразил социальные, философские, музыкально – эстетические тенденции своей эпохи и сумел проложить путь новым направлениям, таким образом расширив духовный «ареал» социума.
И как похож процесс – тоже вынашивание и рождение.
В общем, в этой жизни у каждого своё предназначение.

Почему именно скрипка – это Ваш сознательный выбор?

Я бы не сказала, что это сознательный выбор…, но, с другой стороны, я сама указала именно на скрипку. С этим связана целая история.
Я родилась в семье профессиональных музыкантов и не удивительно, что по наследству «заразилась» музыкой. Когда я была ещё маленькой, меня родители часто брали с собой на работу. И вот как-то раз, бегала я по коридору школы, где работал, и по сей день работает мой папа. Поймала меня Майя Александровна Смелова – педагог по скрипке, взяла за руку и завела к себе в класс. Пристроила ко мне своими нежными руками скрипочку, смычок, и мы что-то так в четыре руки и сыграли. Минут через десять я уже что-то внятно могла изобразить сама. Тут Майя Александровна вскочила и убежала в класс, где работал папа, и закричала: «Что Вы делаете с ребёнком!? Это безобразие!». Папа испугался, спрашивает: «Что случилось?», а учительница говорит: «Идите, посмотрите на её руки! А какие уши!». Папа совсем растерялся: «Что она натворила?! Что с руками?! Причем здесь уши?», а Майя Александровна отвечает: «Ей немедленно надо учиться играть на скрипке!». Родители задумались над этим предложением. Надо признаться, что этих подробностей я не помню... Об этом мне позже рассказал уже папа. Зато подробно помню, как после этого случая я выбрала сама скрипку. Мои родители старались с детства приучать меня к самостоятельному выбору (что, мне кажется, правильно, и за что я им благодарна!), и этот случай не исключение.
В один из прекрасных вечеров, ничего не подозревая, я сидела дома с мамой. Вот пришёл папа с работы и позвал меня. Я пришла и увидела в его руках 2 предмета. В правой руке была флейта, в левой – скрипка. Тогда я не понимала, какие качества, свойства имеет флейта и скрипка, я ориентировалась только по внешнему виду… и, конечно, выбрала скрипку, потому что она очень напоминала мне человека, девочку. Самое интересное, что в процессе нашего знакомства скрипка стала мне не просто подругой, но и близкой сестрой, которой я могу доверить даже самые глубокие и личные чувства и тайны.

Есть ли у Вас любимые и нелюбимые композиторы и произведения?

Не могу сказать, что у меня есть композитор, которого я не люблю. Каких композиторов играю, тех и люблю. Как говорил М. Ростропович: «Что играю в это время, то и люблю больше всего!». А если музыка мне непонятна или неприятна, то пытаюсь вникнуть... Чаще всего получается.
Так было на моём первом Международном конкурсе в Таллинне. Всем участникам моей группы надо было выучить обязательное произведение композитора Э. Мяги «Presto». Пьеса непростая: постоянная смена размера, виртуозные пассажи, сложные штрихи, неклассические гармонии.… Время в обрез, а образ не найти.… И уже перед самым отъездом что-то меня осенило, пьеса «ожила». И после этого исполнения папа сказал: «Всё! Вот так и колдуй!». Ну, я и «наколдовала» - стала не только лауреатом конкурса, но и получила специальный диплом за лучшее исполнение обязательной пьесы.
Бывают ещё произведения очень неудобные по фактуре. В основном это переложения, или музыка, сочинённая не скрипачами, а также рыхлая по форме.… Ну, тут приходится искать. Но всё-таки у меня  больше произведений, которые я люблю! Конечно, это не только скрипичные произведения. Например, я очень люблю II Фортепианный концерт Рахманинова…, и, к сожалению, я не в силах сыграть сама, могу только наслаждаться…
Мне нравятся такие композиторы, как Чайковский, Рахманинов, Шнитке, Франк, Слонимский и многие другие!

Как Вы относитесь к современным композиторам, чья музыка зачастую мало доступна широкому слушателю?

Нежно! Очень нежно! Многим из них Господь дал острое ощущение бытия, желание выразить своё видение мира через звуки. Это прекрасно! Но как мучительно…
Кто для меня современные композиторы? Р.Щедрин, С. Слонимский – для меня это живые классики, а более молодых, кому по 25 – 35 лет, я мало слышала. Их музыка мало доступна почему? Не играют? Не понятен язык? Публика не образована? Не печатают? Думаю, Время всех поставит на свои места. Помните судьбу двух современников: Баха и Телемана? А Моцарт и Сальери? То-то…

Есть ли у Вас композиторские амбиции?

Амбиций нет, а стремление есть, но оно особого рода – это стремление к соавторству. И это самое главное, что меня увлекает в моей профессии!!! Ведь в отличие от материально – визуальных видов искусств, творение композитора априори предполагает соавторство с исполнителем, и от того, как исполнитель прочтёт авторский текст, зависит конечный результат известного триумвирата, выведенного академиком Б. Асафьевым: «композитор – исполнитель – слушатель». Все мы помним, сколько премьер гениальных произведений было освистано из-за того, что их неудачно или неумело исполняли авторы или посредственные исполнители! А бывает, наоборот, исполнители «открывают» произведение. Вспомним Антона Рубинштейна, «открывшего» заново сонату №2 си бемоль минор Шопена, к которой сам автор относился не столь серьезно (или лукавил), и которую современники исполняли по частям, не воспринимая ее как единое целое и усматривая в ней то ли шалость, то ли отсутствие вдохновения. Рубинштейн же первый поднял эту сонату на уровень глубокого философского содержания. Кстати, надо сказать, что часто композиторы сами не осознают масштабов содержания своего творения. «Выдающийся художник часто не может судить ни о своих, ни о чужих произведениях», писал И. В. Гете. Иногда, правда, приходится  «спасать» произведение. В общем, перефразируя слова А. Рубинштейна можно сказать, что когда исполняешь  произведение, «нельзя играть, просто играть; его нужно всякий раз заново создавать». В одном из Ваших интервью, Дмитрий Барбашкин говорит: «Ты должен помнить, что произведение многограннее твоего сегодняшнего понимания и глубже твоих сиюминутных настроений». Я, подходя к исполнению с такими критериями, всегда помню, что Музыка жила до меня и будет жить после. Мне важно каждый раз найти точный «нерв», «образ». У меня не получается играть произведения всегда одинаково.
Как было легко композиторам прошлых веков! Сам сочинил – сам исполнил. Всё в твоих руках.…  А теперь? Сколько копий ломают критики, исполнители и слушатели в вопросе, как надо играть старинную музыку.… А современную? Ведь традиционная нотация звуков это очень и очень примитивный способ передачи композиторской мысли, эмоций, что толкает творческих людей к поиску новых  форм графической записи звука… и даже с применением цвета. Я видела такие ноты – ведь это прямое приглашение исполнителя к соавторству!
А вообще, мне кажется, у настоящего композитора не должно быть каких-то особенных амбиций. По словам Бетховена, «подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо». Как говорил Лев Толстой: если можешь не писать, не пиши. Вот я и не пишу. Хотя, иногда, когда очень хочется сыграть что-нибудь от души,  сажусь за рояль и придумываю какие-нибудь маленькие, не то, что пьески…, я бы сказала зарисовки. Приятно потом их наигрывать для себя, для души. Потрясти же публику своими произведениями – это пока не для меня.

  вопросы задавал Вячеслав КОЧНОВ

СПРАВКА:
      Ольга Артюгина родилась в 1991 году в г. Ленинграде в семье потомственных музыкантов. С семи  лет начала обучение игре на скрипке в ДМШ №3 (сейчас ДШИ №3) г. Санкт-Петербурга у преподавателя Смеловой Майи Александровны. В 1999 году поступила в 1 класс Средней специальной музыкальной школы (колледжа) Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова по специальности «скрипка» в класс преподавателя Прасниковой Татьяны Дмитриевны.
      Ольга лауреат III Межрегионального конкурса юных исполнителей на струнно-смычковых инструментах (III премия, г. Нижний Новгород 2002 г.), лауреат «Санкт-Петербургского конкурса камерных ансамблей» (г. Санкт-Петербург 2004 г.), дипломант VI Международного конкурса юных исполнителей на струнно-смычковых инструментах (г. Тольятти 2002 г.) и IV Международного конкурса им. Е. Мравинского, на котором ей присужден также приз спонсоров и присвоено специальное звание «Молодое дарование» (г. Санкт-Петербург 2003 г.).
       Лауреат Международных юношеских конкурсов, в том числе: V Международного конкурса юных музыкантов (III премия и диплом за лучшее исполнение обязательного произведения г.Таллин 2004 г.), Gartov Stiftung Wettbewerb (III премия и приз зрительских симпатий г. Санкт-Петербург 2002 г.)  и Gartov Stiftung Wettbewerb (III премия 2007 г.).

       В полной мере исполнительская зрелость и мастерство Ольги Артюгиной  проявились на  Международном конкурсе «Новые имена» в 2008 г. в Москве и на   I  Международном  Московском  конкурсе  скрипачей   им.   Д. Ойстраха в 2006 г., где к ней пришел настоящий профессиональный успех: Ольга была удостоена звания Лауреата I премии. 

      Победитель  Общероссийского конкурса «Молодые дарования России» на премию Федерального агентства по культуре и кинематографии (2006 г.). Лауреат премии ГСО «Новая Россия» от общественного фонда Ю.Башмета (2006г.). Стипендиат Фонда «Русское исполнительское искусство»(2006-2007г.г.),  Ротари клуба Кемптона (2007 г.).
      Ольга - участница различных фестивалей. Она Лауреат Городского фестиваля им. Г.Свиридова (г. Санкт-Петербург 2001 г.), Лауреат V Открытого фестиваля-конкурса им. Г. Свиридова (г. Санкт-Петербург 2004 г.), Лауреат    VI Международного фестиваля-конкурса «Окрась мир звуками» (II премия г.Санкт-Петербург 2008 г.). Участник Международных фестивалей: «Весна Японии в Санкт-Петербурге» (2003 г., 2004 г.), «Москва встречает друзей» (2005 г.), «Muzikale Oktober Best 2009» в Нидерландах. Творческие достижения Ольги положительно отмечены в прессе, на радио  и телевидении не только в России, но и за рубежом (Германия, Италия, Нидерланды).
     Является участником программ МБФ В.Спивакова (с 2006 г.). В 2007 году получила в дар от МБФ Владимира Спивакова скрипку работы мастера А.Махова. Участвовала в проекте «Захар Брон преподаёт» (запись на DVD,  г. Санкт-Петербург 2006 г.). Принимала участие в мастер-классах профессоров: Е. Фельца (Германия), Я. Репко (Англия), А. Матеус (Германия), З. Брона (Германия), А. Брусиловского (Франция), Т. Фюри (Швейцария), У. Шнайдера, Л.Хонды-Розенберг, С. Пикарда, Х. Байерли (Германия), Л. Эшлиманна (Швейцария), Л.Смирновой (Австрия), А. Кандинской (Австрия). Имеет сертификаты об окончании Международной Летней Академии Молодых Музыкантов (Германия  Марктобердорф 2007 г. - 2009г.), а также Altensteiger Sommermusik (2009 г.).
      В 2007 г. в честь 70-летнего юбилея ССМШ (колледжа) она приняла участие в записи серии компакт-дисков, выпущенных фирмой  «Мелодия». В этом же году Ольга была приглашена для участия в  юбилейных концертах к 75-летию композитора, профессора С. Слонимского, в том числе ею был исполнен «Весенний концерт» для скрипки с камерным оркестром (дирижер А. Штейнлухт) в Малом зале им. Глазунова СПб консерватории. А в январе 2010 г. юную скрипачку пригласили исполнить в авторском  вечере, посвященном 75-летнему юбилею композитора В. Дашкевича, Концерт для скрипки с оркестром (первое исполнение в Санкт-Петербурге) в Большом зале  им. А. Г. Рубинштейна СПб консерватории.
      На протяжении всех лет обучения в ССМШ (колледже)  Ольга регулярно ведет концертно-исполнительскую деятельность, направленную на эстетическое воспитание и музыкальное просвещение детской и взрослой аудитории. Имеет много благодарностей от различных общественных и государственных организаций. Будучи ученицей 10 класса, в 2008 г. дала свой первый сольный концерт, который прошел с большим успехом. Концерт был организован по инициативе основателя и президента Санкт-Петербургского Рахманиновского общества – Людмилы Леонидовны Ковалевой-Огородновой в Красном зале Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства.
       Сольные выступления Ольги Артюгиной проходят в лучших залах разных городов России, среди которых Большой зал Филармонии им. Д.Шостаковича и Капелла им. М. Глинки в Санкт-Петербурге, Концертный зал им. П.Чайковского (Московская Филармония) и 5 студия ВГТРК  телеканала «Культура» в Москве,  Оружейная Палата Московского Кремля, Концертные залы Санкт-Петербургской и Московской консерваторий, а также за рубежом:  Концертный зал «Эстония» (Таллинская Филармония), Концертные залы Италии, Швейцарии, Голландии, Германии - Kaisersaal (Ottobeuren), Stadtheater и Kornhaus (Kempten) и  другие.
        Обладая яркой артистической индивидуальностью и темпераментом солиста, Ольга неоднократно выступала в сопровождении симфонических оркестров: ГСО Санкт-Петербурга «Классика» (с 2002 по 2005 г.г., 2008 г.),   Московским   ГСО  «Новая Россия» (2006 г.), Российским оркестром синематографа (2010 г.), с камерными оркестрами Португалии (2004 г.)  и  Эстонии (2004 г.), струнным оркестром ССМШ Санкт-Петербургской государственной консерватории (2007г.).
       Гастролировала с сольными выступлениями в Германии (2003 г., 2007 г., 2008 г., 2009г.),  Италии (2005 г.),  Швейцарии (2007 г.)  и  Нидерландах (2009 г.).
      Воспитанная в лучших традициях Санкт-Петербургской исполнительской школы, под руководством своего опытного преподавателя, эта молодая талантливая скрипачка в своей профессии, благодаря природной одаренности, трудолюбию, целеустремленности, достигла значительных и заметных успехов. Её профессиональное мастерство высоко оценили такие деятели Российской культуры, как С. Слонимский, В. Овчарек, Д. Мацуев, Э. Грач, а также зарубежные профессора: П. Мунтяну, В. Маршнер, Л. Хонда-Розенберг и другие известные музыканты.    
{jcomments on}

1