"ИОАНН ДАМАСКИН" В БЗФ. ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ ПРОГРАМКИ

БЗФЯ никогда раньше не слышал кантату Танеева (опус 1, на смерть Н. Рубинштейна), но очень много о ней читал. Поэтому и решил потратить вечер Страстной субботы на то, чтобы познакомиться с этим произведением. Тем более, что на афише значилось, что исполнять его будут великолепный – думаю, один из лучших в мире – оркестр Юрия Темирканова (Заслуженный коллектив России) и первоклассный дирижёр Владимир Зива. Я взял с собой в электричку томик стихов Алексея К. Толстого и в порядке подготовки перечитал всю поэму «Иоанн Дамаскин». Прекрасная вещь.
Мои ожидания не были обмануты. Кантата Танеева прекрасно написана, прекрасно оркестрована и была великолепно сыграна и спета хором Петербургской консерватории (худрук. Валерий Успенский). Музыка Танеева, хоть и очень основательная и оригинальная, живо напомнила духовные кантаты Себастиана Баха и особенно Брамса, Немецкий реквием. Недаром, конечно, Танеева к его досаде величали «Брамсом из Замоскворечья».

Кантата Римского-Корсакого – «русского Сальери», открывавшая концерт – так себе, оркестровка вязкая, музыка народная необработанная.
Stabat Mater Россини во втором отделении – замечательная вещь в замечательном исполнении с двумя «но». Бас Максим Булатов профессионально непригоден – голоса нет вообще, поёт очень тихо, шамкая ртом и не понимая, судя по интонации, которой нет, о чём идёт речь в тексте. Артистизма тоже нет ни грамма. Мне было просто стыдно за него перед Владимиром Зивой. 
Тенор посреди арии захлебнулся собственной слюной и захрипел.
Сопрано Ольга Трифонова и меццо сопрано Галина Сидоренко, Владимир Зива, оркестр Темирканова и консерваторский хор – выше всяких похвал.{jcomments on}

1