КОНЦЕРТЫ ПОСЛЕДНЕГО МЕСЯЦА

Элисо Вирсаладзе29 марта в Большом зале филармонии у Роберта Шумана были новые неприятности. Элисо Висаладзе изменяла ему с Шопеном. Публично.
Нехорошо! Клара всё-таки старалась скрывать свои отношения с Брамсом, а тут – при огромном стечении народа. Я полагаю, в зале в общей сложности за этим эстетическим адюльтером наблюдали чуть меньше двух тысяч душ.
Если серьёзно, я с детства привык, что Элисо Вирсаладзе и Роберт Шуман – неразлучны ни на дисках, ни на концертах. Их темпераменты поразительным образом созвучны (кстати, что касается гороскопа, Клара Вик, жена Шумана, исполнявшая все его фортепианные сочинения, родилась 12 сентября, а Элисо – 14-го). Карнавал, Крейслериана, Фортепианный концерт Шумана с молодых лет звучали в моих ушах в интерпретации Элисо.

Может быть, Элисо Вирсаладзе – новая реинкарнация Клары Шумана?  
В любом случае, мне показалось, что Шопен – герой не её романа, хотя я с большим удовольствием прослушал оба отделения, наслаждаясь великолепным качеством звука, виртуозностью именитой пианистки и самой атмосферой зала Дворянского собрания. Ибо находиться здесь, в этом оазисе искусств - уже большая радость!

  *     *     *
Начиная разговор о Владимире Шуляковском и его Баховском вечере, я чувствую в себе желание выйти в прихожую, надеть фетровую шляпу с полями, а потом снять её с реверансом и книксеном.
BACHABEND прошёл в Малом зале 27-го марта, неделю спустя после непосредственно дня рождения Иоганна Себастиана, в Вербную субботу, в канун Страстной недели.

Владимир Шуляковский с семьейМой педагог Олег Иванович Исаков, для которого музыка старшего Баха была символом веры, говорил мне, что понимать, а уж тем более аутентично исполнять музыку Баха возможно, только будучи глубоко верующим человеком, христианином.
Я вспомнил эти слова в самом лучшем 4-ом отделении BACHABEND’a, когда Владимир Шуляковский с супругой, сыном, дочкой и другими музыкантами исполнили Духовные кантаты. Причём перед каждой из трёх кантат Владимир Шуляковский сделал очень важное предисловие, переведя содержание.
Еще я подумал, слушая божественную музыку Иоганна Себастиана, что мы живём каждый день, пожалуй, не задумываясь, что наступит момент, когда нам предстоит расстаться с этим цветущим миром и не думаем, куда мы отправимся дальше. Но когда придёт этот миг, наверное, большинству из нас будет не всё равно и захочется, чтобы кто-то рядом пропел «Аллилуйя!» Как сказал один петербургский поэт конца прошлого столетия (Илья Кулагин):

Жизнь - это отдых перед смертью, / А смерть - важнейшее из дел.

Сам Владимир Шуляковский – скрипач и музыкант высочайшего класса, большинство его музыкантов соответствуют его уровню. Особенно хотелось бы отметить из певиц – супругу Шуляковского сопрано Викторию Евтодьеву и Анну Шульгину (сопрано), ученицу Натальи Романовны Соколовой, исключительно мило и артистично пропагандировавшую кофепитие в двух частях известной кантаты.
Великолепны были тенор, контратенор и бас-баритон, клавиристы Владимир Радченков, Ольга Чумикова и красавица Наталья Матрёнина. Выше всяких похвал флейтист Александр Кискачи.
И всё-таки не могу не сказать, что незрелая и вполне механическая игра Евгении Казаковой очень сильно повредила ре минорному Концерту для клавесина и Пятому Бранденбургскому концерту.
То же можно сказать и об игре Анны Дмитриевой в ля минорном Скрипичном концерте.
Надо полагать, что Владимир Шуляковский в данном случае решил перенести консерваторский класс прямо на сцену Малого зала, дать ученикам возможность соприкоснуться с большой публикой.
Впрочем, это не испортило общего впечатления от великолепного и до предела насыщенного BACHABEND’a.


  *     *     *
Михаил КрутикОб остальных концертах, которые мне довелось посетить, я расскажу вкратце, опасаясь превзойти разумный объём публикации.
20 февраля в Малом зале братья-близнецы Иголинские (не знал до этого, что у Станислава Иголинского есть брат-близнец Владислав, скрипач) угостили нас прекрасной камерной музыкой от Бетховена до Прокофьева. В их исполнении в Скрипичной сонате Сезара Франка я впервые услышал вагнеровского Тристана, а соль мажорная Соната Брамса звучала так непосредственно и естественно, как будто её сочинил один из братьев.
22 февраля в Театральном музее чудеса виртуозности демонстрировал молодой московский пианист Андрей Дубов, сыграв за один вечер все 24 этюда Шопена + 117-й опус Брамса, фрагменты из «Петрушки» Стравинского и переработку «Ночи на Лысой горе» Мусоргского. Я думаю, что скоро Андрей Дубов займёт одно из ведущих мест в мировом топ-листе концертирующих пианистов. Интервью с ним можно прочесть на нашем сайте: http://vechespb.ru/content/view/357/9/.
7 марта в Малом зале имел место ВЕЧЕР КАМЕРНОЙ  МУЗЫКИ, по преимуществу французской. В этом замечательном вечере, организованном виртуозной арфисткой-красавицей Екатериной Семион, принимал активное участие высоко талантливый петербургский скрипач, интеллектуал и эрудит Михаил Крутик (интервью на сайте: http://vechespb.ru/content/view/287/9/), концерты которого я, по возможности, стараюсь не пропускать. Больше всего из этого концерта мне запомнились Танцы для арфы и струнного квинтета Клода Дебюсси – музыка, пронизанная теплым светом эллинизма.
Ну и, наконец, не могу не упомянуть ОРГАННЫЙ ВЕЧЕР, прошедший 4 марта в Большом зале. Михаэль Эркеле, кантор и органист церкви Святого Франциска в Пфорцхайме, среди прочего представил петербургской публике произведения мало известных у нас немецких композиторов конца XIX-начала XX веков. Орган Большого зала под пальцами Михаэля Эркеле звучал совершенно волшебно, развеивая разные нелепые слухи, распространяемые клеветниками и недоброжелателями. {jcomments on}

1