НАТАЛИЯ КАРШ: Музыка – часть меня

Наталия Карш

Современная академическая музыка - область приложения усилий узкого круга людей. Она, мягко выражаясь, не слишком доступна широкому слушателю. Поэтому особенно интересно бывает поговорить с кем-то из современных композиторов, исповедующих и проповедующих принципы сочинения, заложенные в первой четверти прошлого столетия Шёнбергом, Мессианом, Хиндемитом и др. Сегодня у нас есть возможность задать вопросы петербургскому композитору Наталии Карш.

Наталия, почему Вы выбрали композиторский факультет? Вам не казалась, как многим, что вся музыка уже написана к середине ХХ века?

Музыка – часть меня. Сколько себя помню, всегда сочиняла. Так устроена моя психика, мой слух. Он всегда что-то достраивает, как-то по-своему преломляет окружающее. Внутри возникают звуковые образы – так что вопросов, куда поступать у меня не было. Вторая специализация - музыковедение, русский фольклор. Но по своей природе я не теоретик.
Мне не казалось, что вся музыка уже написана, потому что я иду не от схемы, а от интуитивного ощущения, которое анализирую уже потом, и тогда возникают вопросы стиля, драматургии и восприятия. Для меня особенно важен момент сопереживания (автор-исполнитель-слушатель).
У Лютославского: "Я пишу не форму, а ее восприятие" И мне ближе композиторы-эмпирики - Дебюсси, Мессиан, а не Шёнберг, Булез.

Какой Вам видится история музыки? Что Вы можете сказать о серьёзной музыке начала Третьего тысячелетия?

Мне видится широчайший синтез, переосмысление. Вопрос в том, что есть музыка. Есть ли в услышанном произведении мир, в который
хочется войти. Будешь ли слушать его 5,10-...надцать раз?
В недавно услышанном сочинении для струнного квартета,посвященном А.Бергу,1я часть состояла из звука "a",тянущегося по очереди и вместе у всех инструментов, А во 2-ой-"ab"перекидывалось из одного регистра в другой...Убери концепцию – что останется...

Молодые композиторы ищут свой путь и сетуют, что все уже было. И это нормально. У писателей не больше ресурсов, нет ни тембров, ни четвертитонов:)
Во мне сильна природа восточного человека (мама-родом из Ахалцихе - это 35 км от турецкой границы). Поэтому мне ближе звук, чем схема (у суфиев – всё есть звук). С детства – знакомство с грузинским народным пением, а позже – вслушивание в эту гармонию... Гармония и игра ритмов придают музыке чувственность...А вообще не выношу любые рамки, всегда стремлюсь высвободиться.

Как Вы относитесь к программной музыке?

Программной музыки не пишу (имею в виду сюжетную программность). А образность, ищущая тембра, группы звуков – это моё. Поэтому есть программные названия, а дальше развитие по чисто муз. законам ("Ромео и Джульетта" Чайковского). :)
Из "нововенцев" люблю А.Берга за его эмоциональность, идущую от Брамса и Малера, и Веберна за поразительную чистоту и тонкость стиля.

Где можно услышать Ваши произведения?

Мою музыку можно услышать на Детском международном фестивале 27 марта в Доме композиторов – новое – пьесы из нового фортепианного альбома. Приходите, поговорим...

задавал вопросы Вячеслав КОЧНОВ {jcomments on}

1