Владимир Беглецов: Мы поставили самую петербургскую оперу самого востребованного композитора в мире

Владимир Беглецов: Мы поставили самую петербургскую оперу самого востребованного композитора в мире

Владимир Беглецов: Мы поставили самую петербургскую оперу самого востребованного композитора в миреЧем ближе мы подходим к 7 мая – дате 175-летнего юбилея величайшего и самого востребованного в мире из русских композиторов Петра Ильича Чайковского, тем чаще на афишах концертных залов и оперных театров мы можем увидеть его имя. В субботу 25 апреля премьерой концертного исполнения «Пиковой дамы» нас хочет порадовать оркестр и хор Смольного Собора под руководством именитого дирижера заслуженного артиста России Владимира БЕГЛЕЦОВА, который, несмотря на плотный график репетиций, нашел время встретиться с главредом Vechespb.ru Вячеславом КОЧНОВЫМ.

- Владимир Евгеньевич, расскажите о премьере Вашей «Пиковой дамы». Что подвигло Вас взяться за столь непростой и объемный труд? Почему заранее, 25 апреля, а не ближе к дате юбилея?

- Дата нашей премьеры «Пиковой дамы» в Смольном Соборе – 25 апреля – взята не с потолка. По старому стилю Петр Ильич родился именно 25 апреля 1840 года. И в этот день практически никто, кроме нас, ничего не делает. 

«Пиковая дама» - это мой личный выбор. Первым оперным опытом нашего коллектива было концертное исполнение рахманиновского «Алеко», затем были «Евгений Онегин» и «Иоланта», где практически все солисты были свои, из хора. Когда я обнаружил, что у меня в распоряжении есть все солисты, кроме самой Пиковой дамы, решил взяться за дело. Графиня нашлась в «Зазеркалье» - это Екатерина Курбанова, совсем молодая девочка, хороша собой. Было обещание от Елены Васильевны Образцовой, что мы сделаем с ней сольный концерт в Спасе-на-крови и что, возможно, она споет со мной «Пиковую даму», а делала она это гениально. Но когда произошло вот это несчастье, я понял, что эпоха возрастных Пиковых дам закончилась, надо работать с молодыми и перспективными. Что же касается нашего хора, тот факт, что у нас есть много талантливых солистов меня и радует, и печалит. Печалит потому, что многие уходят – солистами и в хор Мариинского театра, в Михайловский театр и в «Зазеркалье».  Вот сейчас Бориса Степанова пригласили в Малегот, и это для меня колоссальная потеря. Наш Томский – Антон Андреев – уже поет в «Зазеркалье». Так что можно сказать, что хор Смольного Собора – это кузница кадров петербургских оперных театров.

- А Вам не кажется, что от «Пиковой дамы» - и от сюжета, и от музыки веет какой-то страшной безысходностью, могильным холодом, который может заражать исполнителей. Как Вы с этим справляетесь?

- Да, это, безусловно, так. Я ухожу с репетиций совершенно мокрый. Я заставляю всех артистов хора сидеть от начала до конца, когда поют солисты. На первых репетициях они фыркали, потом стали присматриваться, прислушиваться и погружаются в произведение не только как хористы, но и как соучастники действа. Но опера, конечно, очень страшная. Для меня там есть практически только один положительный лирический персонаж – князь Елецкий, он благородный, честный, который любит по-настоящему. Лиза – несчастный человек и лично для меня не очень умный, графиня – редкостная злодейка, вот эти трое – Томский, Чекалинский и Сурин – просто отребье какое-то, они свели с ума человека и расстроили свадьбу. Герман неврастеник, и мне непонятно, кого всё-таки он любит: несчастную Лизу, которую он приговорил к смерти, или графиню («гляжу я на тебя и ненавижу, а насмотреться вдоволь не могу»)?

- А насколько, по-Вашему, для Чайковского его оперное творчество было самовыражением и насколько попыткой заняться бизнесом или, выражаясь сегодняшним языком, «импортозамещением» в области российского оперного театра XIX века, где безраздельно властвовали итальянцы? Как сейчас, например, у нас пытаются заместить голливудскую кинопродукцию отечественной…

- Петр Ильич вел дневники, и, в частности, там есть такая запись: «Боже, как я вчера плакал, когда отпевали моего бедного Германа!». Поэтому «Пиковая дама» - для Чайковского что-то очень личное. Вообще уже при жизни фигура Чайковского была очень значительной и в Европе тоже. Он там дирижировал своими симфониями. Ну а зарабатывать все хотели. Если мы почитаем дневники Прокофьева, хоть это уже другая эпоха, мы там все время будем находить такие записи, что мне надо выучить то, продирижировать этим, потому что это какой-никакой, а заработок. Не зря же существует меценатство, но кому-то везло больше, кому-то меньше. Например, судьба Стравинского вообще фантастически благополучна. Петр Ильич постоянно очень нуждался в деньгах, прежде всего потому, что был мотом, был транжирой, любил кутить, любил хорошо поесть и выпить, пожить за границей. Съемные квартиры, друзья, рестораны – всё это требовало немалых средств. И другие особенности личности, характера. Вот вам история. Государь Император Александр Третий заказал Чайковскому по случаю коронации кантату «Москва», а вместо гонорара подарил перстень с бриллиантом. Петр Ильич был страшно расстроен, пошел в ломбард, заложил перстень за значительно меньшую сумму, чем обещанный гонорар. В результате – деньги у него украли, а квитанцию он потерял!

- А Вас и всю труппу не стесняет отсутствие декораций в концертном исполнении?

- Смена декораций между действиями в Соборе невозможна, но у нас там есть игровые моменты. Мальчики будут маршировать, выйдет призрак графини. Я бы очень хотел, если мне это успеют сделать к 25 числу под руководством нашего режиссера Виталия Гордиенко, вывести на экран, который будет представлять как бы вид из окна, черно-белую ленинградскую и петербургскую кинохронику, где ходят люди, ездят машины. Пускай там будет та же Зимняя канавка, всё очень мрачное, депрессивное…

- А не самая ли это петербургская опера? Возможно ли представить себе события «Пиковой дамы» где-то в другом месте?

- Безусловно. Все действие очень привязано к пейзажам Петербурга, все характеры героев петербургские. Опера начинается, происходит и заканчивается здесь.

- Скажите, насколько сейчас востребована «Пиковая дама» на мировой оперной сцене?

- Для меня вопрос востребованности музыки Чайковского не стоит вообще. Я думаю, мы сейчас, в юбилейный год, захлебнемся количеством постановок. По миру очень много «Пиковых дам» с одним только Валерием Гергиевым. А если мы поставим вопрос так – кто самый великий композитор в мире? Наверное, ответ будет у каждого свой, по предпочтениям. Но если мы посмотрим статистику, кто самый востребованный и исполняемый, кого больше и чаще всего играют – это Чайковский. Возьмите одного «Щелкунчика». Ведь это же удивительное что-то – как только Рождество, зимние каникулы, от «Щелкунчиков» просто спасения нет: они идут по два раза в день во всех музыкальных театрах по всему миру!

{jcomments on}

1