ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ Часть I

 Кто-то остался отмечать Новый Год на Родине, а я решил, воспользовавшись нечастой финансовой возможностью, посмотреть, как выглядит Европа. Ни при коммунистах, ни при Ельцине я себе такого позволить не мог, а годы летят, и никто не знает, сколько их осталось. Поэтому на Новый Год - в Париж! Увидеть Париж и... ну, умирать, конечно, необязательно, но будет уже не так мучительно больно, что прожил на этой земле столько десятков лет и ни разу не посетил, потому что - нет, посетил!

Так что земной поклон Владимиру Владимировичу Путину и Дмитрию Анатольевичу Медведеву, что благодаря их социальной политике простой российский пенсионер (работающий) может себе позволить то, что иной дворянин в XIX веке (например, Александр С. Пушкин, ни разу в жизни не побывавший на берегах Сены) не мог себе позволить!

Итак, выехав рано утром 30-го декабря из Петербурга, саму новогоднюю ночь я провел на пароме между Або (Турку) и Стокгольмом. Был роскошный шведский стол, безлимитные пиво и вино - с полуночным ударом колокола мы со спутниками подняли бокалы шампанского, если честно, за НГ пили два раза - по московскому времени и по скандинавскому.

В общем, все было замечательно. 

Проехали Хельсинки, Стокгольм, Копенгаген - города очень милые, приятные, но видно, что провинциальные и оттого нестерпимо скучные. Копенгаген среди них, безусловно, самый масштабный и интересный с точки зрения архитектуры. К сожалению, времени на осмотр столицы Датского королевства было совсем немного, но все-таки приятно, что отметились.

Не знал раньше, что в скандинавских странах не принято занавешивать окна шторами. Жизнь шведа или датчанина можно спокойно наблюдать из окна дома напротив, с улицы, из припаркованного автомобиля. В каждом доме аккуратно прибрано, обеденный стол, книжные полки, люди передвигаются как рыбы в аквариуме.


АмстердамНаутро после Копенгагена прибыли в Амстердам. Вот это настоящий город-праздник! Во-первых, очень красиво: рябь каналов в дымке, освещенная вечерним солнцем, тихие уютные жилые дома, тоже, в основном, без занавесок и штор и жилые... барки на приколе у берегов реки Амстель и каналов, в которых по вечерам тоже зажигается свет. Невозможно, конечно представить себе, чтобы такой город с кварталом красных фонарей, где полуобнаженные девушки выставлены в витринах и предлагают себя прохожим, где негры на улицах открыто продают кокаин, чтобы такой город был в России, где-то в другой стране... Но очень хорошо, что такой город - символ абсолютной свободы - есть хотя бы в единственном числе. Попробовал голландскую водку "Hoope" (35 об.) - великолепный напиток, мягчайший, ненавязчивый, как будто бы привкус тины, воды из канала. Не буду ни с чем сравнивать, но всем рекомендую: будете в Амстердаме, вместо того, чтобы травиться марихуаной в кофе-шопе, попробуйте лучше доброй голладской водки.

Я пропущу переезд из Амстердама в Париж, и сразу приступлю к главному. Париж, конечно, город ослепительный, ослепляющий своим великолепием. Говорят, самое посещаемое место на Земле - в год более 30 миллионов туристов. Особенно в этом смысле сильны виды с мостов и набережных Сены, вид с обзорной площадки Трокадеро на Эйфелеву башню, виды с самой башни, с Монмартра, с башни Монпарнас...

И в тоже время Париж предельно разнообразен: в Париже есть все! Есть величественный милитаристский Париж - это Инвалиды с могилой Наполеона, Марсовы поля, многочисленные конные памятники королям и полководцам, Триумфальная арка, бульвар Великой армии. Есть Париж роскошно-буржуазный,  середины XIX века, времен Второй империи, Наполеона Третьего, барона Османа, автора Елисейских полей. Париж, который не верил слезам Бодлера и Берлиоза, который отверг Вагнера, Париж, который глумился над первыми опытами импрессионистов. Этому Парижу принадлежит и Grand Opera (Opera Garnier) - первый объект, который удостоил своим вниманием несостоявшийся архитектор Адольф Гитлер, в июне 1940-го впервые в жизни в возрасте 51 года оказавшийся в Париже. Кстати, этот буржуазный Париж, презрительно издевавшийся над своими гениями, пал под двойным ударом слева и справа - коммунаров и пруссаков Бисмарка.

Мало кто знает, что на взятие Парижа германскими войсками в 1871-м году Иоганнес Брамс сочинил "Триумфальную песнь" для хора и оркестра на слова из Апокалипсиса "Пал Вавилон, блудница великая".

И по сей день на бульваре Османа (на самом деле его фамилия пишется по-немецки Hausmann, а по-франц. читается  Осман) и на Елисейских полях хорошо чувствуют себя люди с туго набитыми кошельками, выходящие из Бентли, чтобы купить себе в бутике что-нибудь от Картье...

Есть средневековый Париж готики Нотр-Дам и Сен-Женевьев, вернее, его остатки, его следы, есть Монмартр -Париж художнической богемы, есть Париж цветных окраин...

Но мой Париж - это безусловно Латинский квартал и букинисты на Сене, чьи ряды тянутся от музея д'Орсэ до Нотр-Дам и еще дальше...

продолжение следует  

                                                        Владимир Богомаз, простой российский пенсионер

{jcomments on} 

 

1