МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОАЗИС

     "Зимой русские не живут", - утверждает Виктор Ерофеев в одном из своих произведений. И правда: покрытый сугробами высотой в человеческий рост, город, казалось, затаился в ожидании весны или хотя бы некоторого потепления. Мороз крепчал. Дул ветер, вовсе не сильный, а всего лишь легкий петербургский ветерок - коварный, мокрый несмотря на минус двадцать, от которого шапку хочется натянуть до подбородка. Во время неблизкого пути до Малого Зала Филармонии меня не раз посещала мысль: или концерт отменят или слушатели не придут. А ведь я так ждала этого концерта!

Во-первых, всегда приятно лишний раз побывать в этом прекрасном зале, во-вторых, играет замечательный дуэт - Владимир Словачевский (виолончель) и Станислав Соловьев (фортепиано), в третьих, интересная программа - Брамс, Дебюсси, Рахманинов. Петербуржцы опровергли опрометчивое высказывание Ерофеева. Зал заполнился, дамы привычно кутались в шали, еще не замечая теплой (во всех отношениях) атмосферы - оазис среди льдов. Публика отогрелась, начала улыбаться, будто все вдруг попали в другой, светлый и солнечный, мир - вот такой это волшебный зал.

     Зазвучал дуэт виолончели и рояля, и все постороннее ушло, исчезло. Остались только густой баритон струнного инструмента и звук фортепиано - голос природы, жизни, смерти. "Соната №1 ми минор для виолончели и фортепиано" Брамса - произведение философское, открывающее мир мечущейся, страстной души, когда умиротворение сменяется бурей, одиночество - экспрессивным диалогом. И не стоит задаваться вопросом "кто есть исполнитель? Соавтор? Проводник?" Эти вечные вопросы исчезают сами собой, когда присутствуешь при чуде со-творения.
     Иной подход к музыкальному материалу продемонстрировали исполнители  в следующем произведении. "Соната ре минор для виолончели и фортепиано" Дебюсси - произведение другой эпохи, отражающее, казалось бы, совершенно иной мир - более механизированный, урбанистический, где человек еще более уязвим, где сама конструкция мира враждебна душе художника. Эта музыка не является ответом, она ставит вопросы, ответы на которые ищет слушатель.
     Музыка, знакомая с детства - "Вокализ" Рахманинова. Какая светлая печаль, какой добрый, цветущий утраченный весенний мир! И как продолжение данной темы, как раскрытие ее в другой ипостаси, масштабное и редко звучащее произведение Рахманинова "Соната соль минор для фортепиано и виолончели, соч.19".
     Надо сказать, что музыканты прекрасно исполнили не только виртуозные фрагменты, которых было немало, но и те тончайшие фразы, когда кажется, что душа улетает и парит в эмпиреях. Только истинному таланту под силу создать подобные ощущения. И хочется еще и еще раз воскликнуть "Браво!" замечательным музыкантам Владимиру Словачевскому и Станиславу Соловьеву, хочется еще и еще раз сказать "Спасибо!" прекрасному Малому Залу имени М.И.Глинки Санкт-Петербургской Филармонии. {jcomments on}
                                                                                                         

1