РИЖСКИЕ КАНИКУЛЫ

       Первый Международный Рахманиновский фестиваль Северных стран
      Рига, 6 по 9 января 2010 года
     
      Первый Международный Рахманиновский фестиваль Северных стран, который прошёл с 6 по 9 января 2010 года в Риге - проект Санкт-Петербургского Рахманиновского общества, осуществлённый при поддержке Рижского Общества славянской культуры «Гармонь».
     

     …В декабре 1917 года великий русский композитор Сергей Рахманинов вместе с семьёй уехал из России в связи с гастролями в Швеции. Тогда он ещё не думал покидать родину и поселился поближе к российской границе, в Скандинавии; жил в Стокгольме, затем в Копенгагене. Лишь в ноябре 1918 года Рахманинов уехал в Америку.
      Так вышло, что первые месяцы эмиграции, первые его эмигрантские концерты прошли с апреля по октябрь 1918 года в Швеции, Дании и Норвегии, где Сергей Васильевич не раз выступал вместе с Георгом Шнеевойгтом, ведущим дирижёром Рижской оперы и симфонических концертов, финном по рождению, до революции неоднократно гастролировавшим в Санкт-Петербурге и Москве.
     В том же 1918-м году в Латвию вернулся из Санкт-Петербурга (тогда Петрограда), где учился и более 30 лет  преподавал, знаменитый композитор Язепс Витолс; в 1919-м он основал в Риге консерваторию (ныне это Латвийская Академия музыки, названная его именем). В Санкт-Петербурге произведения Витола неоднократно звучали в «Концертах А. Зилоти», где часто играл и Сергей Рахманинов. Язепс Витолс, который писал для петербургских газет, является автором нескольких интереснейших рецензий на выступления и на некоторые сочинения Рахманинова…

Эти и многие другие исторические параллели вызвали идею только что прошедшего в Риге фестиваля. В его программе было четыре музыкальных вечера, научно-практическая конференция и два дневных концерта: «Молодые таланты Латвии» и «Подарок Риге». Последний концерт проводился 10 января, уже после фестиваля, но был организован главными солистами его программ: рижской певицей, в прошлом выпускницей нашей консерватории, Элиной Митиной (она же была художественным руководителем фестиваля с латвийской стороны) и замечательным петербургским певцом Сергеем Муравьёвым.
     Одной из главных задач Первого Международного Рахманиновского фестиваля Северных стран было стремление доказать, что искусство, наука, музыка, история во все времена составляют основную ценность человеческих взаимоотношений. Примечательно, что все артисты и научные работники выступали бесплатно, некоторые приехали за свой счёт, чтобы поддержать новое начинание.
     Были и трудности. Например, за месяц до открытия фестиваль остался без поддержки рижского администратора (оказалось, что один-единственный человек способен загубить общее дело), и только самоотверженная работа Элины Митиной и её родных, помощь председателя Общества славянской культуры «Гармонь» Владимира Норвинда, а также содействие Рижской Думы спасли ситуацию. Неудачным было и то, что время Фестиваля совпало с трёхмесячным юбилейным концертным марафоном Латвийской Академии музыки, отметившей в августе 2009 года 90-летие со дня основания - из-за этого её сотрудники не смогли участвовать в работе фестиваля. И всё же Академия не осталась в стороне: мы получили добросердечные пожелания и поздравления от ректора, господина Симаниса, его помощницы, заведующей отделением и кафедрой музыкознания госпожи Анды Бейтане, а также от госпожи Майи Сиполы, вице-ректора Академии по международным связям. Нас приветствовали также сотрудники Дома-музея Язепа Витола, а на научно-практической конференции выступала лектор Академии музыки Тереза Зиберте-Ияба с интересным рассказом о латвийском композиторе Андрее Юрьяне (1856-1922), выпускнике Петербургской консерватории.
      Солидную материальную и организационную помощь оказало Посольство Норвегии в Риге, Дом Москвы и другие организации.
     Но главное, что Первый Международный Рахманиновский фестиваль Северных стран получил практическую поддержку многих европейских музыкантов, которые украсили своими выступлениями его концерты. Это выдающаяся органистка Евгения Лисицына, Заслуженная артистка России, Народная артистка Республики Коми, солистка Театра оперы и балета Республики Коми Ольга Сосновская, норвежский пианист Торгейр Кинне Солсвик, замечательные певцы из Санкт-Петербурга: Юлия Симонова, Сергей Муравьёв, Юрий Мончак, Борис Финкельштейн; пианисты: доцент Санкт-Петербургской консерватории Ирина Васильева и Станислав Соловьёв.
     На конференции (7 января, 12.00) произвёл фурор историк из Германии, доктор Йохен Хойслер, сообщив в своём докладе никому не известные факты пребывания в Риге предков, родственников и друзей Рахманинова, начиная с XIII века по недавнее прошлое. Великолепно пела песни Эдварда Грига и романсы Сергея Рахманинова Ольга Сосновская (у рояля - Торгейр Кинне Солсвик). Её несколько раз бисировали и затем долго не хотели отпускать, а рахманиновский «Вокализ» (ор. 34 № 14) Ольга Сосновская исполнила так сильно, так проникновенно, что всем было трудно сдержать слёзы.
     Особо торжественным стал органно-вокальный вечер в Соборе святой Гертруды (8 января, 19.00), где души и слух гостей фестиваля услаждала игра замечательной органистки Евгении Лисицыной и пение очаровательной Элины Митиной (в прошлом обе артистки учились в Санкт-Петербургской консерватории). Органные произведения И. С. Баха, Генделя, вдохновенно исполненные Евгенией Лисицыной, а также прекрасное сопрано Элины Митиной в ариях Верди, Беллини, Ллойда Вебера с мастерским органным аккомпанементом - всё это, в совокупности с изумительной архитектурой и акустикой Собора, составило незабываемое впечатление.
     На заключительном вечере в субботу 9-го января в Большом зале Латвийского университета (в Риге его называют «Большая Аула») прозвучала в концертной версии опера Сергея Рахманинова «Алеко», исполненная петербургскими певцами: солистами Михайловского театра Юлией Симоновой (Земфира), Юрием Мончаком (Алеко), а также кантором Санкт-Петербургской синагоги Борисом Финкельштейном (Старый Цыган) и Сергеем Муравьёвым (Молодой Цыган).
     Великолепно аккомпанировала певцам во время всех фестивальных выступлений доцент Санкт-Петербургской консерватории, лауреат Международных конкурсов Ирина Васильева. А когда она играла «Алеко», впечатление получилось таким, будто звучал не рояль, а настоящий оркестр. Публика слушала оперу, затаив дыхание, но едва затихли последние нотки, зал разразился нескончаемыми овациями.
     Во втором отделении заключительного концерта фестиваля с программой из сочинений Гайдна, Верди, Листа, Рахманинова, Скрябина и др. блестяще выступил лауреат Международных конкурсов (в числе которых - IV-й Международный конкурс им. Я. Витола в 2002 году) Станислав Соловьёв. Его игра всякий раз заканчивалась оглушительными овациями и просьбами исполнить что-нибудь на «бис». Одной из «изюминок» в его программе были произведения Витола и его петербургского друга Феликса Блуменфельда; около ста лет назад оба музыканта неоднократно играли вместе и порознь на «беляевских пятницах» (в доме М. П. Беляева на Николаевской, ныне Марата, улице) или в гостях у самого Иосифа Ивановича Витоля, как именовали композитора в Петербурге. Между прочим, на стене его дома (Гороховая, 56) установлена мемориальная доска, посвящённая памяти выдающегося латвийского музыканта, для которого наш город и наша консерватория были второй родиной.
     Высокохудожественной игрой Станислава Соловьёва, его мощной, одухотворённой виртуозностью рижане были совершенно очарованы.
    Не меньший восторг вызвала игра пианиста из Бергена (Норвегия) Торгейра Кинне Солсвика, в чьём исполнении музыка композиторов его родины пленяла неуловимым, загадочным национальным колоритом. В чём-то пианист, может быть, уступал нашему Станиславу Соловьёву, но его трактовка норвежской музыки - неподражаемо тонкая и вдохновенная, - покоряла безоговорочно. Торгейр Кинне Солсвик играл пьесы Эдварда Грига: Прелюдию Соль мажор и Крестьянские танцы из ор. 72, а также десятка два миниатюр Гейра Твайта (Geirr Tveitt, 1908-1981), прозвучавшие в Риге (и в Латвии) впервые. Слушая Торгейра, мы будто попадали в лесистые горы или норвежские деревни, где встречали простых людей или свадебные шествия («Слотты», ор. 72 Эдварда Грига); а с музыкой Твайта мы любовались бьющимися среди фьордов морскими волнами, затем взапуски веселились с рыбаками, отдыхавшими после работы - пели, плясали и поднимали кубки золотистого пива (среди пьес «Flute sound», «Dance song», «Langeleik-tune», «The most beautiful song on earth», «The boasters ballad» и других у Тцвайта есть такие как «What beer!» и «Hardanger beer»).
     Отдельно хочется сказать о помещениях, в которых шли концерты фестиваля. Открытие (6 января, 19.00) состоялось в старинном, уютном, нежно любимом рижанами зале церкви св. Петра и Павла «Аве Сол». Имена этих почитаемых святых немало говорят петербуржцам, поэтому в выборе зала виделась особая символика, что усилилось после того, как всем нам после концерта преподнесли живую белую сирень. Зал «Аве Сол» для открытия фестиваля безвозмездно предоставила Рижская Дума.
     На следующий день в Доме архитектора, здании удивительной красоты, в 12.00 началась научно-практическая конференция.
     Фортепианный вечер Торгейра Кинне Солсвика (7 января, 19.00) проходил в сказочном здании «Малой гильдии» (его можно увидеть здесь: http://vkontakte.ru/video-5026591_138425739). Выстроенное рижской знатью два столетия назад, украшенное искусными витражами, резным деревом, золотой росписью, мозаикой и хрустальными люстрами, это здание - с роялем Steinway & Sons в роскошном концертном зале, - не только украшает и без того прекрасную столицу Латвии, но и стало одной из незабываемых концертных площадок фестиваля.
     Все упомянутые здания находятся в Старой Риге. Расстояние между ними небольшое, и мы, несмотря на морозы и снежные сугробы, наслаждались «вынужденными», но в итоге приятными прогулками по сказочному городу, ещё не лишившемуся рождественского убранства. Отличное настроение не покидало нас, к нему добавлялось какое-то удивительное, неземное вдохновение, смешанное с восторгом от красоты Риги, от чудесного приёма, оказанного нам рижскими коллегами, от успешных концертов, от того, что с каждым вечером число слушателей неизмеримо росло, глаза их становились всё влюблённее, а сердца всё горячее и восторженнее воспринимали искусство наших музыкантов.
     Творчество великого русского композитора Сергея Рахманинова объединяет людей, и в дни фестиваля рижане получили счастливую возможность несколько дней подряд наслаждаться его музыкой: нам постоянно об этом говорили и благодарили.
     Рижских слушателей глубоко тронул тот факт, что в сезонах 1911/1912 и 1913/1914 годов Сергей Васильевич концертировал в Риге и Либаве (так тогда называлась нынешняя Лиепая) - ведь раньше они думали, что с Латвией Рахманинов никак не был связан…
     В рождественские дни 2010 года, когда в старинной Риге шли концерты Первого Международного Рахманиновского фестиваля Северных стран, рахманиновская музыка звучала особенно тепло. Слушатели выражали надежду, что петербургские и зарубежные артисты ещё не раз вернутся. Нам писали номера своих телефонов, электронные адреса, просили писать и не забывать.
     Но забыть такие дни и такие встречи невозможно!
     Расставались мы со слезами, и все музыканты - каждый из которых участвовал не в одном фестивале и конкурсе и объездил полпланеты, - спустя некоторое время признавались друг другу, что скучают по тихой, милой Риге, по нашим новым друзьям и поклонникам, по заполненным музыкой будням и по таким романтичным прогулкам по этому чудесному городу.
     {jcomments on}

1