Печально я гляжу на выставку в Манеже (записки дилетантки)

     Печально стало потом, сначала было приятно - после прогулки по блистательному Петербургу, тронутому нешуточным морозцем, не располагающим к разгильдяйному шатанию по брегам Невы, - зайти в Манеж, раздеться, погреться, приобщиться. Раздеться и погреться не очень получилось - в здании было довольно прохладно, а вот приобщиться удалось с лихвой. Заунывные звуки традиционных и нетрадиционных инструментов, видимо, были призваны внести в просмотр значительную порцию оптимизма. Однако сей гул и скрежет возник, как выяснилось, неспроста. На центральной площадке стояло несколько унылых, одетых в пыльное людей с большими заскорузлыми чемоданами. "Ага! Перфоманс!" - возрадовалась я и стала следить за действием компании с чемоданами. Переминаясь с ноги на ногу, минут пятнадцать я внимала, пытаясь (вспомним Хармса) "поймать момент". Ничего не происходило. Момент не ловился. Поскучав еще некоторое время (нельзя не оценить талант актеров-перфомансистов: раньше так стоять могли только часовые у мавзолея ВИЛа) и изрядно продрогнув, я пошла знакомиться с новыми творениями петербургских художников. Беглый осмотр произведений , расположенных на первом этаже, (чтобы знать, на чем следует особо сосредоточиться) результатов не дал. Решила просмотреть более детально - не получается.

    Так крутилась по залу под психоделические взвизги не то скрипки не то зурны, пока кто-то соболезнующий, воздев руки к небу (то есть к потолку) и потрясая седыми власами, не остановил меня отчаянным возгласом: "Ничего нет! Одни приколы!". Тут раздался гром. Публика встрепенулась. Оказывается, перфомансисты побросали свои чемоданы и начали перемещаться. Я тоже переместилась - на галерею.   
     Скрипичная тоска иногда дополнялась вокальной, потом заныла флейта и забубнили барабаны. Передо мной возникла стена с надписью "Tajiksart": брызги, пятна, добросовестно загрунтованный желтым холст аккуратно порезан бритвой, на другой стороне стены нечто (по замыслу автора или группы авторов) совершенно непохожее и диаметрально противоположное: брызги, пятна, добросовестно загрунтованный красным холст аккуратно порезан бритвой. Парадоксально! Так вот ты, какое, современное искусство! Сразу возникает зуд в руках и желание создать подобную нетленку: закрасить холст, например, зеленым (да какая разница!), потыкать его гвоздем, и назвать как-нибудь так - "Экопульсизм".
     Довольно много на выставке забрызганного и испещренного закорючками: большие холсты с монументальными названиями, холсты поменьше с названиями поскромнее. Даже значительной величины куб из кровельного железа забрызган - художник трудился, художник страдал. Но порой страдание и муки творчества трансформируются в безудержное, бьющее наотмашь веселье. До чего же славно, ай как весело смотреть на все эти булькающие розовым флажки и шарики, на все эти растянутые в улыбках и искаженные в смехе лица. Страна победившего коммунизма да и только! И где такая, в мечтах художника, что ли? Ну у вас и мечты, батенька (или тетенька).
     И все-таки приятно, когда живописец в хорошем настроении, потому что на большинство работ смотреть печально, а на некоторые неловко, ибо вспоминаешь первоисточник - то творения Жуана Миро, то "Ночной дозор", то что-нибудь из русской классики, посему часто пронзало: "а ведь это я уже где-то видела". Что-то, претендующее на масштабность замысла (судя по названию), можно было бы принять просто за цветовой этюд, что-то - за юношеские несмелые попытки. Встречающаяся в живописных полотнах убогость быта и правда некрасивого лица многократно повторяется в работах фотохудожников. Но, как известно, бесконечно дублированное что бы то ни было становится такой же пошлостью как пресловутый гламур, ничего с этим не поделаешь.
     Итак, благоприятно ли общее впечатление от выставки? Скорее, нет. Стоит ли идти и смотреть? Скорее, да. Идти надо. Даже ради приколов. На первом этаже: остроумнейшая "Венера Милосская" - грудь и попа (суперсовременно!); мудро-уморительный коврик "Поднимите мне веки" И.Дудиной. Стоит посетить данную выставку, чтобы посмотреть четыре картины Бирули И.М., милые скульптуры Виглиной В.М., портреты Мишина В.А., что-то небольшое у В.Е.Верещагина, что-то у И.С.Чурилова, "Спас" Михайлова В.С., "Плач" Шалиной Н.А., "Мужской портрет с Барби" и "Прекрасную Надежду на Петроградской" (авторов, к сожалению, не помню). Обидно за прекрасную работу В.Я.Трубецкой "Портрет художника с собакой" - висит в углу, край картона почему-то поврежден. Но это - мое, а кто-то, возможно, найдет для себя что-то другое. Надо, надо идти и смотреть, вопреки зудящей и мешающей посетителям то ли зурне, то ли скрипке. {jcomments on}

1