АЛЕКСАНДР ПИРОЖЕНКО: ИСКУССТВО НЕ ОБЯЗАНО ОТРАЖАТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Александр Пироженко родился в Ленинграде. В 2003 году с отличием окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию, а в 2005 году – аспирантуру (класс проф. А. М. Сандлера). Также учился в аспирантуре Высшей школы музыки в Ганновере в классе профессора Арье Варди.

В настоящее время Александр Пироженко регулярно выступает в Большом и Малом залах Санкт-Петербургской филармонии и других концертных залах Петербурга.

Концертировал с сольными программами и в сотрудничестве со многими оркестрами в различных городах России, Украины, Эстонии, Латвии, Казахстана, Грузии, Германии, Австрии, Франции, Великобритании, США, Нидерландов, Италии, Португалии, Испании, Швейцарии, Японии, Словении, Хорватии, Сербии, Ливана и Перу. Выступал сценах многих известных концертных залов, среди которых Малый и Рахманиновский залы Московской консерватории, Большие залы Киевской филармонии и Киевской консерватории, Зал Корто и Зал Юнеско в Париже, Кельнская филармонии, Кауфманн-холл и Линкольн-центр в Нью-Йорке, Кеннеди-центр в Вашингтоне, Концертгебау в Амстердаме, Дворец Наций в Женеве, зал Моцартеума «Солитар» в Зальцбурге и многие другие.

Александр Пироженко – лауреат многих международных конкурсов. В их числе – XXV конкурс им. Этторе Поццоли в Италии, конкурс молодых исполнителей в Нью-Йорке, VIII Международный конкурс в Ньюпорте (Великобритания), XVI Международный конкурс на Ибице (первые премии); конкурсы имени Э. Гилельса в Одессе, имени В. Горовица в Киеве, конкурс Вандом-Приз в Лиссабоне, конкурсы в Вальсесии (Италия), Новом Орлеане и Бремене (вторые премии).

Александр, Вас считают восходящей звездой петербургского пианизма.
Расскажите, пожалуйста, с чего начинались Ваши отношения с музыкой?

Думаю с того, что когда я был совсем ребенком, мама обнаружила, что если
включать мне пластинки с музыкой, то я утихал, и пока играла музыка, можно
было обо мне не беспокоиться. Дома музыка звучала много, у нас в то время
жила близкая знакомая, которая училась тогда в десятилетке. Когда я уже
начал заниматься музыкой, прослушивание оставалось для меня много более
интересным занятием, чем собственные потуги за роялем. В принципе так дело
обстоит и сейчас.

У Вас бывает такое, что нужно играть, а вдохновения нет? Или Вы умеете вызывать духов?

Мне кажется, что отсутствие вдохновения это довольно частая ситуация для
любого исполнителя, если он выступает достаточно регулярно и вынужден
тиражировать один и тот же репертуар. Бороться с этим можно, но сложно.
Также я думаю, что то, что принимается за вдохновенную игру, часто является
точно просчитанным. Для многих исполнителей сиюминутное состояние является
не особенно важным фактором, гораздо большее значение может иметь четкий
исполнительский план.

Каждый творец мечтает об особом отношении слушателей к его творчеству.
Например, Хичкок говорил, что к кино нужно относиться не как к куску
жизни, а как к куску торта. А какого отношения со стороны слушателей ждете
Вы?

Согласен, искусство не есть жизнь, и его задача не обязана состоять в
отражении действительности.
В мои задачи входит по возможности адекватно воспроизводить стиль
исполняемого автора и попытаться передать свое понимание замысла
произведения. Также хочется выразить игрой свое отношение к истории
исполнения той или иной музыки, так как замысел большинства произведений
классического репертуара был уже многократно передан тем или иным способом
большими исполнителями. То есть, по сути, сделать историю живой в данный
момент. Было бы поэтому приятно отношение со стороны слушателей как к
оживителю музея.

Творчество каких композиторов наиболее органично Вашему исполнительскому кредо? Произведения каких авторов Вы, как исполнитель, категорически не приемлете?

С удовольствием играю много разной музыки, что-то дается легче, что-то
труднее, получается лучше или хуже. Например, из классики с бОльшим
удовольствием играю Гайдна, из романтики - Шопен, Лист, из русской музыки -
Рахманинов, Прокофьев, Скрябин. Есть музыка, которую хочу играть, но дается
тяжело. Есть музыка, к которой в данный момент не имею горячего интереса
(например, Брамс), поэтому не вижу для себя смысла пытаться ее играть. А
категорически как исполнитель неприемлю скорее не авторов, а отдельные
произведения.

Есть ли у Вас записи? Каковы Ваши творческие планы? Когда ближайший концерт?

В 2007 году в Италии вышел мой диск.
Ближайший из важных концертов в Петербурге - Четверый концерт Рахманинова в
Большом зале филармонии с ЗКР под управлением Андрея Аниханова 27 февраля.

Чем обусловлен выбор репертуара Вашего недавнего концерта в МЗФ (Лист, Рахманинов) ?

Не думаю, что выбор был обусловлен чем-то большим, чем просто желанием
играть музыку этих двух величайших композиторов и пианистов. В частности,
хотелось, чтобы со сцены прозвучали по непонятным причинам чрезвычайно редко
исполняемые Первый полонез Листа и пьесы из 10 опуса Рахманинова.

                     вопросы задавали Вячеслав Кочнов и Людмила Александрова

{jcomments on}

1