МУЗЫКА КОРОЛЕЙ В ПЯТНИЦУ (СЕГОДНЯ) ВЕЧЕРОМ

Фридрих Второй, король ПруссииЕсли Вы не знаете чем занять этот пятничный вечер, - а промозглая ноябрьская погода и тьма совсем не располагают бродить по унылым улицам, убивать вечер перед уикендом уткнувшись в ТВ тоже не очень хочется – не задумываясь, идите в Малый Зал Филармонии. Потому что сегодня вечером там Вы сможете услышать то, что согреет и развеселит Вашу душу. Тем более, что билет на абонементный концерт стоит сущие гроши.

Читаем на афише: 

Второй концерт ВТОРОГО абонемента «МУЗЫКАЛЬНОЕ ТУРНЕ», Германия,                              МУЗЫКА для ЛЕОПОЛЬДА I и ФРИДРИХА II:
      ПАХЕЛЬБЕЛЬ, БУКСТЕХУДЕ, БИБЕР, ТЕЛЕМАН, ФАШ, БАХ
Ансамбль «The Pocket Symphony», Художественный руководитель и солист – Назар КОЖУХАРЬ скрипка, виола да гамба
Солист – Ханс Йоахим ФУСС флейта траверсо, шалюмо (Германия).


Сразу возникает несколько вопросов, и все они очень интересные. Кто такие Леопольд I и Фридрих II? Какое отношение они имеют к Баху, Телеману, Пахельбелю, Букстехуде и прочим? Что такое шалюмо?
В наше время у политиков в чести спорт – большой теннис, дзю-до, горные лыжи. А вот немецкие феодалы 17-18 веков предпочитали искусства.
Тот факт, что Фридрих II Великий (1712-1786, начал править с 1740), король Пруссии, музицировал на флейте, в том числе в ансамбле с Иоганном Себастианом Бахом и одним из его сыновей, и сам сочинял музыку, известен у нас достаточно широко. В основном, благодаря биографиям Баха на русском языке. Известный опус «Музыкальное Приношение» Себастиана Баха, это кстати, приношение (или жертва – Opfer) ни кому иному, как Фридриху Второму. Музыка написана на тему, заданную самим королём!

Помимо военных кампаний, прославивших прусского короля, Фридрих лично руководил работой Прусской академии наук, приглашал в Пруссию артистов, философов, музыкантов.

Леопольд I ГабсбургВысокообразованный человек, сам занимавшийся науками и даже ремеслами, германский император Леопольд I (1640-1705, начал править с 1658) был большим любителем поиграть на органе, сам не брезговал сочинять. Леопольд основал в Империи три новых университета, существующих по сей день – в Инсбруке, Ольмюце (совр. Оломоуц, Чехия) и Бреслау (совр. Вроцлав, Польша), покровительствовал науке (в частности, Лейбницу) и искусству, учредил в Вене Общество естественнонаучных исследований. В его правление Вена сделалась оперной столицей Европы.
Это всё вызывает искреннее восхищение, но Леопольду стоит и посочувствовать. Ему – человеку науки и искусств, который, кстати, будучи вторым сыном императора Фердинанда III, вовсе не собирался наследовать престол и готовился с детства к духовному призванию – пришлось из-за преждевременной смерти старшего брата принять на себя груз императорской ответственности и всего, что с этим связано. И вот вместо того, чтобы сочинять хоралы и мессы и музицировать на органе, воспитанный иезуитами Леопольд был вынужден отбиваться то от Людовика XIV, то от турок, в 1683 году подошедших к самой Вене.
Но все хорошо, что хорошо кончается. На дворе уже конец первого десятилетия XXI-го века, турки отбиты, Бурбоны свергнуты, а в Петербурге, в Малом Зале Филармонии мы можем насладиться музыкой эпохи замечательных высоко просвещённых германских феодалов – Леопольда I Габсбурга и короля Пруссии Фридриха II Великого.      

Шалюмо (фр. chalumeau, от греч. kalamos — «тростник») — деревянный духовой музыкальный инструмент эпохи Средневековья, барокко и раннего классицизма. Считается предшественником современного кларнета.
Слово chalumeau встречалось во французском языке с XII века и первоначально использовалось для обозначения разных типов духовых инструментов. По конструкции шалюмо занимает промежуточное положение между блокфлейтой и кларнетом. Как и кларнет, шалюмо обладает цилиндрической трубкой и одинарной тростью.
Звукоряд шалюмо в основном диатонический. Поскольку инструмент не оснащён клапанами, хроматические ноты на нём звучат неясно и иногда неточно по высоте. Диапазон шалюмо не превышал полутора октав, поэтому существовали несколько разновидностей этого инструмента, настроенных в разных регистрах.
В XVI-XVII веке шалюмо периодически включались в оркестры. Различные сольные произведения для этого инструмента создавались вплоть до 1730-х годов (концерт Иоганна Фридриха Фаша, двойной концерт Телемана).
Новая эпоха в музыке требовала расширения возможностей музыкальных инструментов. За усовершенствование шалюмо взялся нюрнбергский музыкальный мастер Иоганн Христоф Деннер. В результате различных экспериментов был изобретён кларнет. В течение некоторого времени кларнет и шалюмо использовались на равных, однако ко второй четверти XVIII века новый инструмент, постепенно улучшавший свои возможности, вытеснил шалюмо из музыкальной практики.
До наших дней сохранились восемь экземпляров старинных шалюмо. Предпринимаются попытки воссоздать на их основе современные копии инструментов.

Малый зал

Адрес: Невский пр. 30
Справки по телефону (812) 571- 83-33 {jcomments on}
 

1