ЕЛЕНА ПОПОВА: О ВЕСНЕ, МУЗЫКЕ И ЛЮБВИ

О ВЕСНЕ, МУЗЫКЕ И ЛЮБВИ

музыковед Елена ПоповаДень календарного начала весны порадовал порадовал нас солнышком. Несмотря ни на что, Весна началась, а Весна, и Музыка, как известно, существа женского рода. В понедельник уже и Всемирный Женский, кто бы как к нему ни относился. Поэтому мы и пригласили к нам в редакцию самого очаровательного музыковеда нашего города - Елену ПОПОВУ. Чтобы она рассказала нам о Весне, Музыке и Любви...

 - Лена, ваша профессия - музыка, гармония, а окружающий мир так негармоничен!

- Будем все вместе стараться сделать его лучше и счастливее! Музыка - это второе наше счастье.

- А первое?

- Конечно, любовь.

- Скоро выборы президента России. За кого вы будете голосовать? Наш губернатор - женщина, может, и президентом надо выбрать женщину?

- Если бы Ирина Хакамада умела играть на скрипке, у меня был бы конкретный музыкантский повод сделать такой выбор. А вообще, не знаю. К Путину уже привыкла. Как это ни аполитично выглядит, меня сейчас гораздо больше занимает, какие программы я сама предложу слушателям в следующем концертном сезоне. Каков будет мой собственный вклад в гармонию мира.

- Вы считаете себя просветителем?

- Как ведущая детских музыкальных лекций-концертов, я рассказываю малышам всякие разные интересные вещи. Правда, они всё время пытаются сами мне рассказать, как "с бабушкой были на рынке", или про то, как они "с папой ходили на рыбалку", или что у них дома "есть гитара или собачка". Такую жажду общения и свойственную возрасту активность мы с артистами поддерживаем. Дети тоже выступают - читают стихи, играют на фортепиано, поют песенки. То есть наши Заслуженные артисты и лауреаты Международных конкурсов демонстрируют свои способности в искусстве по очереди с самими пятилетками. Все очень довольны.

- Ваш любимый возраст?

- Люблю всех, кто любит меня, кому я интересна. И всё-таки, наверное, больше всего - малышей. Они, слушая кларнет, действительно видят Кошку, слушая фагот, смеются над Мишкой Топтыжкой, что в лес пошёл за малиной, или боятся Бабы Яги. Недавно этот самый фагот разбирали на части, смотрели, что внутри, очень переживали, чтобы обратно собрать, и чтобы ещё музыка получилась. Восторг!

- А взрослая публика чем-нибудь особенным интересна для Вас как для рассказчика?

- Интересна - и опасна - очень разным выражением лиц слушателей. Я всегда говорю только о самом для меня важном, волнующем, даже сокровенном, хотя это всегда "сочинение на заданную тему", связанное с программой концерта. И вот я вижу - улыбка (нравится), наморщенный лоб (плохо слышат или что-то не понятно), одобрительные кивки (согласны), злые глаза (я чем-то раздражаю), проницательный умный взгляд (как приятно такое видеть на своей программе), удивлённо поднятые брови (ага! попались!). Иногда приходится собирать волю в кулак, чтобы "допеть свою песню" до конца. И никогда нельзя себя слишком "отпускать на свободу", всегда надо помнить: ты здесь не главная, впереди - выступление музыкантов.

- Кому нужна только музыка, не ходят на концерты с музыковедами!

- Что означает: пришёл - терпи! Музыковед, если он гармоничен, имеет вкус и чувство меры, может быть в радость в любой программе, даже в самой сугубо филармонической. Кстати, все наши вечерние программы на Фонтанке, 41Ю - именно такие: без жизнеописаний и комментариев.

- И всё-таки, филармонический отдел "Петербург-концерта" - это не сама Филармония. Ваша труппа - хоры, оркестр, ансамбли, певцы и инструменталисты - могут выступать в Большом или Малом зале Филармонии, могут петь в Мариинском театре, но это не значит, что в Дом Кочневой или в один из ваших залов "на аренде" - пусть самый красивый и старинный - придёт "филармоническая" публика, ведь верно?

- Да, так уж исторически сложилось, что одна из главных наших повседневных задач - наполнять и оживлять музыкой старинные архитектурные интерьеры Петербурга, чтобы они жили и дышали. Наши концерты - кроме Дома Кочневой (наш "базовый" дом) - проходят в Особняке Матильды Кшесинской, во Дворце Зинаиды Юсуповой на Литейном, в Доме Державина на Фонтанке, в Музее-квартире Пушкина на Мойке и т.д. Они не могут соперничать с филармоническими "специализированными" залами - так себе рояли, неважная акустика, множество неудобств с артистическими и прочее. Да, качественное "филармоническое" звучание можно услышать, в первую очередь, в Капелле и в самой Филармонии. Между прочим, первоклассный концертный зал в Университете!

- Так если в музыке главное - качество акустики, частот и вибраций звучания, не тонет ли Ваш "скорбный труд" в музейной красоте дворцов и домов? Музыка ли это?

- Сложный вопрос! Первый ответ - да! Иначе вообще все бы сидели дома в наушниках и получали удовольствие от идеальных физических параметров звука!

- Что многие и делают!

- Совершенно верно! Но второй ответ - нет! Точнее, "наша музыка" - не только музыка. Как бы высокопарно это ни звучало, но - мы согреваем сердца!

В академических концертных залах есть горделивый официальный холодок, торжественная приподнятость "события" и критический настрой оценивать - соответствует или не соотвествует, шедевр или не-шедевр. Там все ждут высшего пилотажа, абсолютного мастерства, особой глубины интерпретации. Там - всегда вдох. У нас же - выдох. К нам идут отдыхать и получать удовольствие исключительно! Бывает даже обидно - сама слушаю что-то "наше", и мне не очень нравится, а публика всё равно довольна. Думаешь - ничего не понимают! Можно играть и петь как хочешь! Публика всё равно кричит "браво"!

- А в Филармонии такого разве не бывает?

- Сколько угодно! Но там думаешь - а, это тусовщики, ну пусть порадуются, что в Филармонии побывали, на знаменитость посмотрели. Но уж мы-то, профессионалы, знаем, что да как...

- Может быть, туда тоже всё больше просто за живым звуком, а не ради интерпретации приходят?

- И это верно. И это тоже хорошо. Лишь бы приходили. Каждый услышит то, что ему нужно.

- А вы творите шедевры?

- Творим. В условиях наших залов труднее "звучать", но бывает, что после выступления наших артистов подходят люди из консерватории и говорят "мы не знали, что у вас бывают ТАКИЕ концерты"! То есть мы выдерживаем "академическую классность", несмотря на нашу домашность и "интерьерность".

- И всё-таки, по одну сторону - профессиональные певцы и музыканты, по другую - слушатели-любители "нефилармонического типа". А язык музыки вовсе не такой уж всеобщий, универсальный и безусловный. Насколько Вас понимают?

- Нас любят! А если честно, я считаю, что музыкальное образование должно быть всеобщим.

- То есть, все бегом в музыкальную школу?

- Нет, конечно, не все. Это удел избранных - в поте лица, на пределе нервной энергии, с большими денежными затратами и огромным риском для материального благополучия в будущем овладевать музыкой как специальностью.

- В наше антимузыкальное время стоит ли становиться таким избранным?

- Если у ребёнка есть дар, то вопрос выбора - учиться музыке профессионально или нет - отпадает сам собой. Ребёнок уже обречён. Если Бог явно и, конечно же, с какой-то целью, тебе что-то дал - играй, борись, страдай, дерзай! Единственное препятствие - некому возить дитё в музыкальную школу, не на что купить инструмент. Музыка тебя потом как-то сама догонит.

- И какое же будущее ждёт тебя, если ты попал в число "обречённых"?

- Если ты не просто талантлив, но имеешь сильный характер (и "адекватную", поддерживающую семью) и если тебе ещё сильно повезёт - перед тобой распахнётся заветный и желанный мир заграницы. И тогда есть шанс стать звёздным челноком - ездить петь или играть туда и возвращаться "для души" сюда. Или не возвращаться вовсе...

Если же тебе не захочется (или не сможется!) вступать в великую битву виртуозов, то будешь конкурировать с себе подобными "высокопрофессиональными" музыкантами за самые прозаические зарплаты педагога, концертмейстера, артиста оркестра. Будешь, как все, работать на четырёх работах и жить в страхе, что сократят число симфонических оркестров или музыкальных школ.

Мир музыкантов-профессионалов - это обычный суровый мир борьбы за выживание, "каторжный труд"... В нём не столь уж много благоговения перед предметом, надо признаться.

- А в "Петербург-концерте" тоже имеет место "каторжный труд"?

- Когда я поступила на работу в Ленконцерт, то никак не могла привыкнуть, что артисты не "выступают", а "работают". А однажды я от одного речевика услышала сакраментальное - "сколько я должен стоять?". Мне казалось, что им так нравится играть на рояле, петь - это же такое удовольствие! Только спустя годы я с близкого расстояния увидела, чего это стоит - просто "играть" и "петь". Какая это интеллектуальная и физическая концентрация, какие это затрачиваемые энергии!

- Так что же насчёт всеобщего музыкального образования?

- Думая о тех художественных богатствах и "человеческих ресурсах" (в смысле общения), которые мне открылись благодаря учёбе в музыкальной школе, училище и консерватории, хотелось бы всем пожелать всё-таки приобщиться. Не профессионально, но хотя бы в формах любительского музицирования, внимательного слушания. Классическая музыка - это лучшее средство преодоления грубости нравов. Она организует и упорядочивает эмоции, мысли, движения тела. Это великий учитель физики и метафизики, биологии и химии, психологии и философии. Она не отсчитывает, но волшебно длит время жизни, не делит всё на чёрное и белое, на крайности, на друзей и врагов, а заполняет логические щели и пустоты, примиряет душевные противоречия, она учит вниманию и концентрации. Музыка - это сама любовь в её высоких душевных и чувственных проявлениях.

- Если дети и взрослые будут иметь время и привычку слушать классическую музыку - они будут стремиться не к грубому животному сексу, а к гармоничной любви?

- Именно так! Я за студии, аудиобиблиотеки, видеосалоны (всё должно быть бесплатным!) - то есть за организацию квадратных метров пространства, в которых можно прожить некоторую часть жизни красиво и духовно. Дискотеки, кафе и ночные клубы - да, это приносит деньги владельцу, но это подходит далеко не для всех молодых людей, тем более не для тех, кто желает развиваться гармонично.

- Ваше отношение к компьютерам и Интернету?

- В каждый дом - по компьютеру! Интернет - это благо. Но не в руках дикарей!!!

- У Вас есть на душе что-нибудь наболевшее на тему взаимоотношений мужчин и женщин?

- Вместо ответа - несколько цитат и свободно пересказанных мыслей - из недавно прочитанного мной эссе Вирджинии Вулф "Своя комната":

Если бы все матери делали деньги, то многих из нас просто не существовало бы.

У женщин и тридцати минут нет, которые они могут назвать своими (Также у них никогда не было своих денег - постоянного годового дохода - и своей комнаты, где бы их никто не тревожил).

Те, кто бывал в России и видел, как бегают без присмотра русские дети, говорят, что картина эта не из приятных.

Безымянность, желание закрыться вуалью у женщин в крови (Джордж Элиот, Жорж Санд, к примеру, пытались скрыться за мужским именем). Живое чувство целомудрия и в 19-м веке требовало от женщин безымянности... Живучие предрассудки: "главное достоинство женщины - не давать повода для сплетен" (Перикл), "воспитанной женщине не пристало писать книги", "гласность для женщины отвратительна".

Все эти века женщина служила мужчине зеркалом, способным вдвое увеличить его фигуру. (...) Потому Наполеон и Муссолини и настаивают на низшем происхождении женщины: ведь если её не принижать, она перестаёт увеличивать. Зеркальный призрак жизненно необходим, он подстёгивает мужчину, стимулирует его нервную систему. Оставьте зеркало, и мужчина, того и гляди, умрёт, как наркоман без дозы кокаина.

Великий ум - всегда андрогин (Кольридж). Только при полном слиянии мужской и женской половин сознание зацветает и раскрывается во всех своих способностях. Видимо, чисто мужское сознание не способно к творческой деятельности, как, впрочем, и чисто женское...

- Хотите ли Вы пригласить читателей "Нового Петербурга" на какой-нибудь особенно интересный концерт?

- Конечно! На все концерты Камерной филармонии без исключения! Приходите, есть программы на любой вкус и для любого возраста.

- А что-то есть, что привлекло бы на Фонтанку, 41,"филармоническую", самую искушённую публику?

- 4 марта будет петь молодой бас Максим Булатов. Что называется, эксклюзивный камерно-вокальный репертуар - Брамс, Шенберг, Шрекер, Кшенек, Веберн. Это редкость! И это будет большое художественное событие в маленьком камерном зале!

26 марта - вокальный цикл "Три сонета Петрарки" Ференца Листа и арии из опер Россини исполнит уникальный по красоте голоса и колоратурной технике тенор Аслан Намиток.

- Ну что ж, там и встретимся!

- От лица моих коллег-артистов "Петербург-концерта" ещё раз желаю всем весны и любви и поздравляю всех петербуржцев - не только женщин - с весной! Желаю всем гармонии с самими собой и с окружающим миром!

Беседовал Вячеслав КОЧНОВ

Газета "НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГЪ", №12(653), 04.03.2004 г.{jcomments on}

1