Настасья Хрущёва: АВТОРСКАЯ МУЗЫКА - ТОЛЬКО ВЕРШИНА АЙСБЕРГА

Настасья Хрущёва Настасья Хрущёва
Председатель Петербургского союза молодых композиторов (с июня 2009). Директор концертных программ фестиваля "Время музыки: Fin de siecle"

- Вы исполняете и пропагандируете музыку таких композиторов, как Булез, Крам, Штокхаузен. Возможно ли сделать ее понятной для широкой публики?

- Сложная академическая музыка всегда была явлением элитарным. И это иллюзия, что воспринимать классическую музыку проще, чем современную. Я думаю, что разобраться в музыке Штокхаузена слушателю не легче, чем в поздних квартетах Бетховена или «Искусстве фуги» Баха. С другой стороны, скажем, у Джорджа Крама есть просто потрясающе сильные по воздействию и доходчивости вещи, например – «Рождественская сюита» для фортепиано.
Я считаю, что грамотно и стильно составленная программа из произведений композиторов второй половины ХХ века способна увлечь любую аудиторию – и у меня была возможность неоднократно убедиться в этом на практике.

- Эволюция европейского музыкального искусства на памяти человечества прошла путь от древнегреческих аэдов, пользовавшихся тетрахордовыми ладами, через полифоническую и гомофонную традицию, в лице некоторых своих носителей отказалась от тональности... Что дальше? Или цикл пройден полностью и завершен?

- Лично мне близка позиция Владимира Мартынова, изложенная им в книге «Конец времени композиторов». То, что мы называем сегодня академической музыкой – это главным образом музыка авторская, немыслимая без понятия новаторства.

С другой стороны, если посмотреть на историю музыки глобально, авторская музыка выглядит только вершиной айсберга, основную массу которого составляет музыка неавторская: фольклорная, церковная, с ХХ века – джазовая. А в ней действуют совершенно другие законы: не обновление, а повторение, не разнообразие, а единство, не линейное развитие, а движение по кругу. Возможно, мы сейчас стоим на пороге великого переворота (правда, скорее эволюционного, чем революционного), после которого фигура композитора совсем исчезнет. К этому ведут два пути: один – через постмодернистскую "смерть автора", связанную с апелляцией художника к уже созданным текстам, другой – через Интернет и растворение авторской музыки в море безымянных «треков».


- Я, конечно же, со всем выше изложенным согласиться не могу, продолжая исповедовать протагорово "человек есть мера всех вещей", но послушал Вас с большим интересом. Настя, а как Вы пришли к собственному композиторскому творчеству? Каковы источники Вашего вдохновения?

- Сначала о вдохновении. Я думаю, что композиторская работа больше похожа на работу ремесленника – в высшем смысле этого слова. «Неистовое ремесленничество» - название стихотворения Рене Шара, использованного Булезом в «Молотке без мастера» – на мой взгляд, лучшая метафора композиторского творчества. В нем больше тонкой, кропотливой работы «с холодной головой», чем так называемого озарения. Это скорее ремесло, чем вдохновение, а композитор – скорее мастер, строитель, чем вдохновенный медиум. Лично я пришла в композицию в каком-то смысле через математику. Может, поэтому и отношусь к каждому сочинению отчасти как к решению задачи, которое, безусловно, должно быть не только единственно верным, но и красивым. По выражению Бертрана Рассела, «чистый математик, как и музыкант – творец собственного мира упорядоченной красоты».

- Да, помню: в одном древнем (1941-го года) советском фильме о композиторах звучала такая фраза: "музыку надо не сочинять, а изобретать"... На фестивале «Звуковые пути» Вы исполнили Две прелюдии и фуги из цикла «Хорошо препарированный клавир». Расскажите об этом сочинении.

- На фестивале я играла две прелюдии и фуги, но это только начало. Всего их будет 24, цикл уже продуман, хотя и не написан до конца.
Название, отсылающее к «Хорошо темперированному клавиру» Баха, звучит несколько претенциозно – как будто я решила написать новую Библию. Это, конечно, не так. Мне захотелось попробовать привнести в освященную великой традицией форму фуги современные приемы звукоизвлечения на фортепиано. Речь идет не только о препарации (помещении внутрь рояля посторонних предметов – бумаги, стирательных резинок, расчесок и пр.). Будет активно применяться игра на струнах, беззвучное нажатие клавиш, стук по разным частям рояля, игра с обертонами.
Несмотря на то, что «тренд» современной музыки сегодня – это работа с тембром, я убеждена, что форму фуги хоронить еще рано. В этом цикле я хочу использовать все полифонические крайности, «вырожденные случаи»: написать одноголосную и восьмиголосную фуги, фугу на струнах и фугу на тему из одной ноты.

 задавал вопросы Вячеслав КОЧНОВ

 {jcomments on}

 Коттеджные поселки в Подмосковье. Коттеджи эконом-класса на юге Москвы.

1