Выставка "FotoKunst"

 5.11.2009 — 10.01.2010 в РОСФОТО проходит выставка "FotoKunst". Немецкие современные фотографы представляют каждый свой взгляд на действительность, свои способы членения ее и разложения, варианты сборки.

Томас Флоршютц показывает нам крупные интимные портреты, в которых зажата голова персонажа, ей тесно. Нет целого, фигура оторвана, а значит возникает фрагментарность. Человек без тела своего испуган, гол, нелеп. Эмоция обостряется - вызов, холодность, презрение, беззащитность. Голова становится фактурной, приобретает черты пейзажа.

Автор продолжает эксперимент и членит человека на более мелкие части. Палец выделяется (отрезается), приближается, повторяется. Предмет, удваиваясь (умножаясь на самого себя), перестает быть собой, становится частью композиции, приобретает ритм. Он уже нота, а не единица. Часть цепи, орнамента. Неясность рождает вариативность восприятия- приближение плоти (даже пальца) наводит на мысль об эросе, на который недвусмысленно намекает Флоршютц. Распрямленный палец становится фаллосом, удвоенный мужской глаз- лоном. Таким образом, ритм уничтожает объект, подчиняет его себе. Элемент не может двигаться и меняться самостоятельно, любое движение будет дублироваться в сознании зрителя двойниками его, частями системы. Множественность заставляет забыть о шаблонности изначального, подготавливает к принятию новых возможностей взгляда. Первым шагом является обезличивание, затем - игра с неопознанным элементом.

Дитер Аппельт представлен полиптихом "След воспоминаний". Автор представляет время как кору на коже, иногда каменистую, иногда похожую на мох. Память обрастает человеком, становится второй кожей. Память - консервация времени, воспоминание - расслоение времени. Здесь и ужас войны, о котором не забыть, и средневековые механизмы, и жертва Христова. Человек гол со своей памятью, ему не уйти от нее.
В другой серии работ Аппельт превращает человеческую руку в предмет. Покрывает ее белым мелом, дает ей номер. Так, рука теряет размер, принадлежность. Становится мешком или коробкой, вещью-в-себе.

Астрид Кляйн снимает объятия, маскирует их с помощью зернистости пленки и  уже привычной нам фрагментарности. Рука отделяется от мужчины, становится самостоятельной, выступает на арене цирка, в который превратилась спина женщины. В других работах Кляйн не только разделяет, но и комбинирует части - тени вырастают из домов, сознание начинает играть, собирает мозаику. Большие кубы можно двигать как угодно, элементы поп-арта привносят афишность и напрочь уничтожают строй.

Работы Зигмара Польке напоминают последовательные кадры фильма. Куриные яйца на плоскости карты или гравюры- проваливаются - открывают черные дыры-пятна - они прорастают - гравюра приближается-и мы видим фрагменты-сюжеты ее, стертые прошлые смыслы.
Польке говорит об исчезновении искусства, смерти и прорастании ее костей травой новой. Его полиптихи - процесс, время, протекание, формообразование, пропадание и появление, складывание из следов. Возможно, здесь имеет место быть и разговор о постмодернизме как паразитировании на почве классики и общечеловеческой культуры, построение из данных элементов, чистая комбинаторность.

Полиптих Юргена Клауке носит название "Встреча". Это множество последовательных кадров, развитие сюжета. Мы можем видеть конфликт динамики и статики, сидящего и стоящего, активного и пассивного - конфликт положений и состояний. Пришедший пытается повлиять на сидящего, вывести его из наличия в себе. В результате, он занимает его место, садится за стол. Вспоминается древний текст "Нисхождение в страну без возврата", в котором выйти из подобия ада можно было лишь оставив вместо себя двойника. Подобное правило мы находим в художественной системе фильма "Твин Пикс" Линча в Черном вигваме. {jcomments on}

1