Александр Слюсарев: пространство как пустота

Александр СлюсаревС 10.10 по 13.12 в РОСФОТО ( Большая Морская, 35 ) можно посетить выставку черно-белых фоторабот Александра Слюсарева, известного авангардиста и метафизика. Представлены вещи как 70-х годов,так и современные, что позволяет проследить тенденции развития и выявить общую языковую систему.

Снимки 70-х годов - создание беспредметного, фрагментарного из бытового окружения, расщепление пространства, продольный разрез воздуха. Слюсарева интересует фактура и геометрическая форма, уничтожение объекта как самого себя и превращение его в знак, набор линий и пятен. Он график, иногда настолько тонкий, что кажется японским каллиграфом, вытягивающим нитевидные ветки дерева из тушечницы на бумагу "васи". Можно вспомнить и "внутренние" пейзажи Эгона Шиле, расчлененные деревья, нервное декоративное пространство.

Ничто и число, плоскостность и рельефность, отсутствие и наличие, прозрачность и сжатость - читаемые приемы фотографа.
Слюсарев разрушает форму отражениями, усложняет ее с помощью теней, удваивает, изламывает. Труба на стене как тень от самой себя (правда это уже современная работа, но возвращение к изначальному стилю), звездная россыпь на асфальте, грани, углы, соединение плоскостей, стыки, стекло, преграда, (не)возможность слияния. Пространство как пустота, разрезано, обезличено. В его провалах прорастает мох, время течет по-другому.

В 80-е композиция приобретает ширину, обзор становится больше. Появляются действующие лица, ясные образы в пейзаже. Слюсарев играет с контуром и абрисом, изображает воду и землю.

90-е и начало нового века на выставке не представлены. Работы 2008 и 2009 года - это уже совершенно другой Слюсарев. Он смотрит на пейзаж сверху, создает панораму жизни. Теперь его волнует современность, признаки времени (или безвременья), абсурд, гротеск, иногда поп-арт. Он выхватывает обычных персонажей, но подчеркивает в них искусственное, неестественное. Девушки с сигаретами смотрят игриво и призывно, автомобиль врезается в пространство московского дворика, в котором безмятежно сушится белье, всюду пестрят афиши, странные плакаты, они вырываются на первый план, несмотря на отсутствие цвета. Слюсарев показывает человека снесенного, смытого, оглушенного. Естество живет только в воде, в отражении, размывшем детали. Если 70-е - это беспредметность, то современность - переполненность мусором, беспокойство и неприятие. Меняется способ подачи, форма - пустота остается.{jcomments on}

1