МАРИЯ АГАПОВА:
БРОДИТЬ ПО УЛИЦАМ И ЛОВИТЬ СТРОЧКИ
- Мария, я знаю, что недавно в Театре Поэтов по адресу ул. Пушкинская, дом 9, прошёл Ваш спектакль "Вокзалы" и публика была буквально заворожена Вашими стихами. Как часто Вы выступаете и каким, на Ваш взгляд, должно быть поэтическое выступление?
- Со своими стихами я выступаю достаточно часто на разных площадках города и в других городах. "Поэтическое выступление" для меня - это некое таинство, когда тоненькая ниточка протягивается от поэта к слушателю и выступающий погружает слушающих его в особый мир - мир, где всё воспринимается исключительно через призму сплетающихся звуков и слов. Исполнение, на мой взгляд, должно быть органичным и ярким, свободным от всего напыщенного и наносного. Я против монотонного декламирования и авторского чтения "по бумажке". Выходящий на сцену поэт - это артист, который играет самого себя. Поэзия со сцены - это особый вид искусства, здесь большую роль играют голос, интонации, жесты. Свои выступления я обычно провожу в виде маленького спектакля: делаю музыкальное оформление стихов, подбираю сценический антураж.
- Какое творчество Вас привлекает больше всего?
- Я люблю всё цветное: цветные мысли, цветные чувства, цветные стихи. Бывает, что и мысль правильная, и строчки вроде бы в рифму, а прочитаешь - и в душе пустота. Это как картина, на которую смотришь и не видишь объёма.
- Что, по Вашему мнению, создаёт объём стихотворения?
- Стихотворчество - это своеобразная магия. Магия слова. Самое важное в стихотворении, на мой взгляд, - это образ. Если образ ёмкий, оригинальный, то и стихотворение впечатляет. А просто зарифмованные строчки - это не стихи. А ещё стихи - это звук. Это может быть блюз, какофония, джаз - что угодно, но звук должен завораживать. Рифма - всего лишь один из способов звукового воздействия на человека.
- Вы - участник Поэтического движения "Послушайте!". В нашей газете уже была большая публикация, посвященная Вашей группе.
- Да, я являюсь участником и одним из основоположников Поэтического движения "Послушайте!" Это движение поэзии к людям и людей к поэзии. Цель - поднять в России интерес к современной поэзии и дать творческим людям возможность найти свою аудиторию. Основной принцип - поэзия со сцены.
- Мария, как я понял, самое главное для Вас в жизни - это стихотворчество и способы его реализации. Чем Вы занимаетесь ещё?
- Я преподаю испанский язык, а также русский язык для абитуриентов и иностранцев. По образованию я филолог: закончила аспирантуру Санкт-Петербургского Государственного университета.
- А Вы не пробовали писать стихи на испанском языке?
- Писать стихи можно только на том языке, на котором ты чувствуешь. Я - коренная петербурженка.
- А художественные переводы делали?
- Переводить стихи очень трудно. В любом случае получается другое произведение.
Когда я училась в школе, нам задали перевести испанское стихотворение. Я сделала художественный перевод. Мне поставили четвёрку, объяснив это тем, что я много нафантазировала.
- Как давно Вы пишете и когда Вы почувствовали себя поэтом?
- Первое стихотворение я написала в четыре года. А поэтом я себя почувствовала в пять лет, когда сидела на балконе и пыталась поэтически описать прогулку с родителями, когда мы запускали воздушного змея. Когда я училась в школе и в университете, я любила одна бродить по улицам и "ловить строчки".
- Сейчас я готовлю к изданию мой первый сборник стихов.
- Надеюсь, что мы скоро увидим и подержим в руках Вашу книжку. Желаем Вам творческих успехов.
Беседовал ВЯЧЕСЛАВ КОЧНОВ
* * *
В потоке неизбежных странствий
И неминуемых разлук
Свою мечту о постоянстве
Невольно выпущу из рук.
Зачем грустить, когда иного
Мне не даровано пути:
Ворваться в вашу жизнь и снова
В очередной круиз уйти.
Теряются родные лица
И утихают голоса...
Душа, не смевшая пролиться,
Другие ищет адреса -
Куда? И на какой из станций
Я успокоюсь наконец?
А жизнь кружит в безумном танце,
В переплетениях сердец.
Я встречу день, откину полог,
В живую колею вольюсь...
Со всеми, кто мне слишком дорог,
Я неизбежно расстаюсь.
В потоке бесконечных странствий
И неминуемых разлук
Свою мечту о постоянстве
Небрежно выроню
из рук.
Зима, 1997 г.
* * *
Наш безумный путь
в ночь окрашен.
И воздушный сон еле слышен...
Нам приснится грусть
серых пашен
И багряный сок спелых вишен...
Леденеет мех - иней с фетром,
В пуховую даль
мчится тройка!
Захлебнулась я
рваным ветром.
Сумасшедшая!
Да и только.
Наливай зарю! Пей да внемли.
За предел тоски
мчимся в даль мы.
Там густой жарой пышут земли,
Там горят пески, зреют пальмы.
Прохлаждаться нам - в море карем,
В море канем - Глянь! Пены сколько!
Утонула я... в море камнем.
Сумасшедшая!
Да и только.
1999 г.
* * *
Шелуха и ветошь? - Горьше!
Скромный праздник маяты.
Кто сегодня выпил больше?
Я?
Ты?
Ассорти ночных венеций,
Дней неслыханная смесь...
Где сегодня будем греться?
Там?
Здесь?
Запах ласковых акаций,
Перезвон пустых монет...
Нам с тобой всю жизнь скитаться.
Да?
Нет?
Всё смешалось: сладкий колос,
Горечь ягоды хмельной...
Слышишь песню? Этот голос
Твой?
Мой?
1999 г.
Газета "НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГЪ", №30(671), 10.06.2004 г.{jcomments on}
1