маленькое путешествие по Гатчинским местам
Желтый кирпич дворца казался живым и настоящим хранителем истории. Комнатные интерьеры отреставрированы и мы, входя туда, с трудом представляем, как тут жили император, его свита, фрейлины (понравилось выражение - «дежурные фрейлины»*), росли августейшие дети и дети детей. Никого из обитателей этих стен уже давным-давно нет: они смотрят на нас с портретов, написанных еще при их жизни.
***
Забыты даты, люди, лица,
Но сквозь лета, сквозь тайны света,
Сам Государь, Императрица
Нам из былого шлют приветы.
А мы, другого века дети,
Не верим в чудные приметы.
Запоминая взгляды эти,
С восторгом смотрим на портреты.
В середине нашего путешествия мы, экскурсанты 21 века, проникаем в грот. В подвальных ходах всюду сырость- звучание капели тут же отправляет нас в прошлое. И мы отправляемся туда. Это совсем, оказывается, не сложно, взять и соприкоснуться с другим веком.
Всеобщее внимание привлекает небольшое зарешеченное отверстие, от которого идет свет - таких всего три на один длинный коридор. По бокам четырехугольного проема – зеленый мох и паутина. Смотришь в него и словно на машине времени перемешаешься в тысяча семьсот такой- то год.
А после, нас обрадовало предложение поиграть с эхом нимфы, якобы живущей тут не одно столетие. И мы, как дети, верим в сказку! А она – есть, она здесь живет веками. Стоит задаться вопросом: «Кто украл хомуты?» - и далекое эхо отвечает – «Ты». И в процессе, увлекшись, мы узнаем следующее: «Кто здесь правил?» «Павел». «Кто украл антрекот?» «Кот». «Какой цветок боится мороза?» «Роза». И вдруг посередине этой забавы < miracle> слышишь, как бежит дочка императора Сашенька, что- то громко говорит и пугается собственного разговора с нимфой. Наверное, она тоже спрашивает про розу.
Да…розы… А умерли отец и дочь в один год, в самом начале девятнадцатого века. Сейчас во дворце явно присутствует дух Павла. Он ощутим при одном только взгляде на личные вещи императора - платок, сорочку, ботфорты. В рассказе экскурсовода слух заостряют фразы о том, как Мария Федоровна берегла в отдельной комнате окровавленную подушку мужа и каждый день посещала это хранилище.
Еще поразил нетронутый реставраторами Чесменский зал. Тут мой фотоаппарат меня спас: удалось снять грань веков. Ту самую грань! А в домашней церкви я купила свечку и вдохновилась одной иконой. Но самым запоминающимся был портрет Павла в треуголке, в центре зала. Если бы не парадный вид, и не модный на сегодня головной убор, императора вполне можно было принять за нашего современника. Глядя на лик государя и надпись под портретом – «Помолимся об убиенном…», я вдруг ощутила такую по нему скорбь. Да, смерть делает всех равными, а память, сквозь столетия, душу о которой молимся-вечной!
…На темном старом потолке след желто- коричнево- золотистый отблеск давно погасшей зари, запах ладана, на улице мокрый мартовский снег- а его больше нет…
II.
…Обширный луг, перед дворцом понижающийся в сторону Серебряного озера. На лугу - старый дуб - Гатчинский парк не спутаешь с другими пригородными парками Петербурга. В одном из садиков, как и два века назад бьют часы, белеют статуи. Английский, Нижний и Верхний Ботанические сады радуют своими особенностями. Тут и Цветочная горка, Водный и Лесной лабиринты, Остров любви с его главным украшением-Павильоном Венеры.
В Белом озере плавают утки, у будки с билетершей лежит запеченная в лучах солнца кошка. Одно семейство жаждет увидеть белку и стоит под деревом разинув рты, а рыжая сидит на ели и ухом не ведет-замерла-как не живая.
Путешествуя по садикам, мы проходим через Портал «Маска» и попадаем в Березовый домик. А там - розы на стекле, а там- мебель голубая… Мечтаем, представляем себя на месте некогда спасавшихся здесь от дождя. Гуляем по лесным оранжереям, заглядываем в Восьмигранный колодец, расположенный рядом с Карпиным прудом и вот(!)пред нами, но уже снаружи, грот «Эхо», которым заканчивается ведущий из дворца к Серебряному озеру подземный ход.
Друг мой, давай поедем в Гатчину снова? Проникнем в подвал дворца. Поиграем с нимфой. А затем сложим ладошки домиком и хлопнем, а эхо нам, как всегда,ответит стрельбой из пушек. Нас приветствует император Павел. Виват!
Нам простят это проникновение. Ибо наши души навсегда затерялись в 18 веке…{jcomments on}