МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПЕТЕРБУРГ. СЕЗОН 2008-09

Вячеслав КочновВ июле и августе музыкально-театральная жизнь в городе замирает. В это время особенно приятно взять в руки программки концертов, на которых ты побывал прошедшими осенью, зимой и весной и вспоминать свои впечатления от услышанного и увиденного.
Климат Петербурга таков, что если угрюмыми осенними и зимними вечерами не ходить в концертные залы, можно натурально сойти с ума, просто спятить, свихнуться со всеми вытекающими отсюда последствиями (депрессия, алкоголизм, суицид). Поэтому скажем отдельное спасибо Господу Богу и всем, кто тем или иным образом причастен к публичному музицированию в нашем городе, а также заезжим знаменитостям – за то, что мы в Петербурге имеем уникальную возможность едва ли не каждый вечер слушать волшебные звуки неувядающих шедевров.

Иногда бывает даже так, что ты хотел бы очутиться в двух, трех и даже четырех местах одновременно! Скажем, в Капелле несравненный Игорь Урьяш дает клавирабенд из Баха и Рахманинова, в Большом зале в тот же вечер (предположим) Лео Кремер дирижирует Девятой симфонией Бетховена, в Мариинке Юстус Франц с «Волшебной флейтой», а в Малом зале (допустим) Лео Корхин волхвует над «Просветлённой Ночью» Шёнберга (такой в точности ситуации не было, но было много похожих). И что, по-вашему, делать? Представляете, в какой роскоши мы живем, когда нам в один вечер приходится выбирать между Бахом, Рахманиновым, Моцартом, Бетховеном и Шёнбергом?

Я беру в руки программки концертов, которые мне посчастливилось посетить в этом сезоне и погружаюсь в радужные фимиамы воспоминаний. Может быть, высокий штиль звучит диковато, но по-другому в общем-то и не скажешь…
Я хотел бы сразу обозначить концерты этого сезона, которые я навряд ли когда-нибудь забуду. Наверное, самым большим потрясением стало мартовское (17.03.09) исполнение Вернером Зайцером Седьмой симфонии Брукнера в Капелле с тамошним оркестром. В том же зале – великолепный клавирабенд Петра Лаула 5 марта, Первое отделение – Бах, Второе – Шесть музыкальных моментов, соч. 16 Сергея Рахманинова; там же 14 мая – органный вечер Ольги Котляровой «Иоганн Пахельбель и его ученики».

В Большом зале: Второй фортепианный концерт и Четвертая симфония Брамса в исполнении Николая Алексеева и Бориса Березовского  (24.12.08); за месяц с небольшим до этого (17.11.08) концерт камерного оркестра «Виртуозы Королевства Нидерланды» (И. С. Бах, П. Хеллендал, граф У. В. ван Вассенар); февральский (07.02.09) клавирабенд Бориса Березовского, в программе «Аврора» Бетховена, редко исполняемые, но прелестные «Танцы Давидсбюндлеров», соч. 6 Роберта Шумана и мефистофельская си-минорная соната Франца Листа; конечно же, симфонический оркестр Баварского радио (26.04.09) – Янсонсу, на мой взгляд, лучше всего в тот вечер удались «Вступление и Смерть Изольды». Перед закрытием сезона мы получили в подарок от БЗФ скрипичный концерт Бетховена и искрометную «Heldenleben» Рихарда Штрауса в «шампанском» исполнении Владимира Ашкенази и молодого петербургского виртуоза Сергея Догадина.
Ну и «Звезды белых ночей» в Мариинке порадовали истинных ценителей музыки двумя незабываемыми концертами оркестра Мюнхенской филармонии с монументальным Кристианом Тилеманном за пультом и с проверенными временем Шуманом, Григом и Брукнером, чья 8-я симфония – скажем честно, не из легких для восприятия – была сыграна баварскими музикмайстерами буквально на одном дыхании при длительности всех четырех частей около полутора часов!
Я сейчас перечислил концерты, которые мне пришлись по душе, но потом мне хотелось бы упомянуть и о тех вечерах, от которых остались пусть и не такие яркие, но все-таки интересные и, по большей части, живые впечатления. Да, наверное, были еще две-три осечки, когда я пожалел о потраченных деньгах и времени, - но это вполне допустимая пропорция.
Первым по календарю следует концерт 17 ноября – это были, как я уже выше упомянул, гастроли камерного оркестра «Виртуозы Королевства Нидерланды» или COMBATTIMENTO CONSORT AMSTERDAM, основанного в 1982 году голландским скрипачом Яном Виллемом де Фриндом. Оркестр специализируется на исполнении музыки 17-18 веков, предоставляя слушателям малоизвестные и редко исполняемые произведения, существующие порой только в рукописи. Концерт был построен очень разумно: половину времени заняли хорошо известные публике Сюита № 2 си минор для солирующей флейты, струнных и basso continuo и «Кофейная кантата» Иоганна Себастьяна Баха; другую половину амстердамские виртуозы посвятили музыке двух своих соотечественников – Питера Хеллендала (1721-1799) и Унико Вильгельма Ван Вассенара (1692-1776). Хеллендал родился в Роттердаме, был скрипачом, органистом, и еще до Генделя протоптал тропинку через Ламанш в хлебный Лондон. Виртуозы сыграли его Концерт для струнного оркестра соль минор, соч. 3/1. Пересказать эту музыку, как и любую другую, я вам не смогу, однако могу сказать, что исполнение Виртуозов было настолько утонченным и наполненным, что не увлечься этой музыкой было невозможно. Закончили первое отделение до слез хорошо сыгранной си-минорной сюитой Баха с прославленной Шуткой в Финале. Было и видно, и слышно, что музыканты «в теме», что барокко – это их мир. Второе отделение открыли очень неожиданным своей свежестью и оригинальностью Концертино № 4 графа ван Вассенара. На мой взгляд, он гораздо интереснее Хеллендала, тоньше, свободнее в выражении мысли, но может быть их и некорректно сравнивать, ибо граф ван Вассенар как-никак на 71 год младше Питера Хеллендала, а Концертино было опубликовано им, когда Хеллендала уже 41 год как не было в живых. Стоит упомянуть, что граф публиковал свои музыкальные сочинения на условиях строгой анонимности, так как не хотел быть заподозренным в том, что зарабатывает на хлеб столь нетривиальным для дворянина способом.
«Кофейную кантату» Баха-старшего в настоящее театральное представление – что непривычно для петербургских меломанов – превратил польский бас Петр Мисински, певший партию Vater Schlendrian, который по сюжету борется против кофепития как вредного новшества, и проповедует в противовес кофе употребление старого доброго… шнапса. Мисински оказался превосходным драматическим актером, в качестве реквизита использовал бутылку водки «Столичная» и стакан, который он периодически наполнял попеременно то для себя, то для музыкантов, которые вовсе и не собирались отказываться от ста грамм, и даже вышел в зал, чтобы угостить кого-нибудь из благодарных слушателей.
Концерт, несомненно, удался, звучали бисы, аплодисментам не было конца. Если я теперь увижу в «Лире» или у Саши Кузнецова диски с записями Хеллендала, Ван Вассенара или «Виртуозов Королевства Нидерландов», я, конечно же, не пожалею денег. А если они задумают еще раз посетить наш такой неприветливый в осенне-зимнюю пору город, я обязательно приду на их концерт.
(продолжение следует) {jcomments on}

1