БАХ ДОСТИГ ПИКА ПОПУЛЯРНОСТИ ЧЕРЕЗ 250 ЛЕТ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Ольга АхметоваКаково место серьезной музыки в современном мире? Почему современные "серьезные" композиторы не любят простого мелодизма? Кто ходит сейчас на филармонические концерты?

На вопросы Вячеслава Кочнова отвечает Ольга Ахметова, выпускница факультета композиции Петрозаводской консерватории преподаватель теоретических дисциплин Всеволожской Детской музыкальной школы им. М. И. Глинки:

Ольга, Вы закончили факультет композиции Петрозаводской консерватории. Каково, на Ваш взгляд, место композитора в современном мире? Есть ли аудитория у того, кто сочиняет не только саундтреки к сериалам и шлягеры для Филиппа Киркорова?
Ответ. Мне кажется, что вопрос нужно было бы поставить несколько иначе: возможно ли возрождение общества (причем, сугубо нашего, заграницей по этому поводу нет проблем) для восприятия серьезной музыки? Потому что музыка существует, пишется, исполняется... И даже несмотря на бедственное положение нашей культуры, именно в Петербурге, слава Богу, с этим дело обстоит не очень плохо: много концертов, много имен, полные залы. Я сомневаюсь, конечно, что серьезная музыка займет когда-нибудь такое же положение в российском обществе, какое сейчас занимает попса (может, лет через …300, не раньше). Но, вероятно, современная музыка как раз и должна пройти такой путь. Вспомним Баха: он возродился через почти 100 лет, благодаря Мендельсону, и сейчас, почти через 250 лет (!!!) он, можно сказать, на пике популярности! Поэтому, может быть, и нынешние наши Тищенко, Слонимский, Успенский получат второе рождение... (а изумительный Канчели??  Который, благодаря своему потрясающему таланту, поднял «саундтреки» на уровень высокой классики ???

Серьезная музыка в XX-ом веке пошла, на мой взгляд, двумя основными путями: путем предельного удаления от широкой аудитории, путем Шенберга-Штокхаузена-Шнитке, который детально описан в романе Томаса Манна «Доктор Фаустус», и вторым – путем, назовем условно, Свиридова-Мишеля Леграна. Ольга, как Вы считаете, возможно ли новое возрождение серьезной музыки?
Ответ. Странно, что Вы смешали Свиридова с Леграном, как, видимо, такого классического попсовика? Так вот, Свиридов ОЧЕНЬ серьезный композитор (даже  иногда занудный…простите!)), а Вальс и Романс из Метели, скорее, исключение... А  Леграна я обожаю, несмотря на то, что он… «попсовик» и «король секвенции», но эта потрясающая смесь прекраснейшего французского шансона и джазовой импровизации доводит просто до экстаза! И вообще, если в музыке есть душа, если даже это какой-нибудь супер-авангард, но если он заставляет твою душу откликаться....то тогда эта музыка найдет своего слушателя всегда, в любых исторических и экономических условиях…

Как, на Ваш взгляд, обстоят дела с музыкальным воспитанием во Всеволожском районе?             
Ответ. Ну, с музыкальным воспитанием в нашем районе, конечно, не все хорошо! Наша школа, как практически единственный оплот музыкальной культуры во Всеволожске (да и, положа руку на сердце, культуры вообще!), пытается сохранить академическое образование и, соответственно, изучение классической музыки хотя бы в одном отдельно взятом месте, несмотря на трудное время и постоянную угрозу закрытия. Но на периферии  положение полностью меняется: из боязни потери контингента школы меняют классическое направление образования на эстрадное, превращаясь таким образом в местные «Фабрики звезд». Однако вышедшие из них доморощенные Бритни Спирс и Кристины Агилеры никакого нового слова в эстрадном  искусстве в подавляющем большинстве сказать не могут и, кроме сочувствия, а иногда и просто смеха, ничего не вызывают!
Да и устраиваемые в городе праздники, своим «изумительным» репертуаром и набором развлечений делают контрольный выстрел в голову  еще не до конца разложившегося, но идущего в «правильном» направлении общества! {jcomments on}

1