КЛАССИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ

семья вурдалаковТворческие личности - это всегда что-то необычное, море поклонниц, любовь. Но всегда ли все так красиво, ведь, как говорят англичане, у каждого в шкафу есть скелет.
Александр Пушкин, например, вел свой донжуанский список, которому сейчас посвящают серьезные исследования.
В этом обзоре мы остановимся на нескольких историях. Какие-то известны, какие-то не известны, какие-то обыденны и красивы, какие-то шокируют...

Николай НЕКРАСОВ

«Всех возмущало не то, что Некрасов был многолюб, многоженец, неспособный к однобрачной любви. Таковы почти все лирики... Пушкин любил сто тринадцать или сто четырнадцать женщин и это казалось естественным, это ни в ком не вызывало вражды. Если что возмущало в Некрасове, так именно то, что любовь Некрасова, по крайней с первого взгляда, не была любовью поэта... Разойдясь с одной женщиной, он мгновенно сходился с другой... Женщины для него не любовницы, но как бы наёмные жены». Так писал знаток творчества и личности Н.А.Некрасова Корней Чуковский в своей статье «Подруги  поэта».
В жизни поэта было не так много женщин, как, допустим, у упомянутого выше Пушкина, но всегда поражала скорость, с которой забывалась старая, и находилась новая любовь. Причем, чем поэт становился старше, тем его женщины становились моложе.

Из всех женщин поэта только одной - Фекле Анисимовне удалось стать Некрасовой.
Под конец жизни поэт сильно болел - рак кишечника. Девятнадцатилетняя Фекла, которую «народный» поэт Некрасов, из-за того, что не любил этого простонародного имени, называл Зинаидой, ухаживала за ним. Она искренне любила его, знала наизусть многие его стихотворения. Ей и удалось единственной стать Некрасовой.
Церковь отказалась венчать смертельно больного поэта Николая Алексеевича Некрасова с гражданской женой Феклой Анисимовной на квартире,   это запрещалось церковным уставом, но и сам поэт физически не мог попасть в церковь - болезнь совершенно его разрушила. Но венчание все-таки состоялось -  4 апреля 1877 г. военный священник совершил ритуал. В квартире поставили походную церковь-палатку и едва живого, в одной рубашке, Некрасова обвели трижды вокруг аналоя.
Он умер 27 декабря того же года от рака кишечника в возрасте 56 лет.
Зинаиде  поэт  после смерти по завещанию не оставил никаких денежных средств. Все авторские права на произведения завещал своей сестре А.А.Буткевич. Молодая вдова уехала к себе на родину в Саратов и жила там замкнуто, избегая всяких знакомств и разговоров о своей жизни со знаменитым человеком. В саратовских газетах время от времени появлялись известия, что вдова поэта сильно нуждается. Она умерла в 1915 году, на 70-м году жизни, одинокой,  всеми забытой, кроме баптистов, к которым  обратилась в последние годы...

Федор ДОСТОЕВСКИЙ

Современник Достоевского Тургенев назвал его "русским маркизом де Садом" . У Достоевского не было каких-либо серьезных интимных связей, пока ему не исполнилось 34 года, а чувство, хотя бы отдаленно напоминающее наслаждение от общения с женщиной, он получил впервые лишь тогда, когда ему было уже за 40. В юности у него никогда не возникало романтических возвышенных чувств, хотя считается, что у него бывали связи с проститутками. В сибирской ссылке Федор встретил хорошенькую Марию Исаеву. Мария была замужем, но муж ее умер вскоре после их знакомства. Достоевский испытывал к Марии чувство сострадания. Сама Мария страдала от чахотки, а муж ее был алкоголиком. Достоевский и Мария вскоре стали мужем и женой. Во время медового месяца Достоевский перенес приступ эпилепсии, и это наложило отпечаток на всю их дальнейшую совместную жизнь.
После смерти Марии, Достоевский мечтал жениться на такой женщине, которая привела бы в порядок его жизнь, и в отношениях с которой он мог бы удовлетворить свои желания. Достоевскому было 45 лет, когда он женился на Анне Сниткиной  - своей 20-летней стенографистке, которая  искренне обожествляла его. Анна была молода и неопытна, и она не видела ничего странного в той страсти, а иногда и в том насилии, которые Достоевский вкладывал в их интимные отношения.
Во время дальних поездок писатель физически страдал от того, что Анны нет рядом, а по ночам ему снились кошмарные сны, в которых Анна ему изменяла с другими мужчинами. Страсть Достоевского усиливалась еще и от осознания того, что его молодая красивая жена находила его, потрепанного жизнью и закоренелого игрока, привлекательным, и он часто умолял Анну, чтобы она откровенно и подробно рассказывала ему о своих чувствах и ощущениях.
Достоевского иногда преследовали и навязчивые мысли о молоденьких девушках и даже девочках. Ходили даже слухи о том, что у Достоевского были сексуальные отношения с девочкой (очевидно, с малолетней проституткой), которую привели к нему в ванную. Совершенно очевидно лишь то, что тема зрелого мужчины, совращающего невинную девушку, постоянно встречается в его литературных произведениях, например в романе «Бесы» или в «Преступлении и наказании».

 Иван БУНИН

бунин+Бунину было 56 лет, когда он познакомился с молодой и привлекательной особой - Галиной Кузнецовой. Все могло бы обернуться небольшой интрижкой, если бы Иван Алексеевич не поселил ее в своей вилле в Грасе.
Сначала их отношения не всплывали на поверхность, оно и понятно - Бунин не терпел одиночества, и на вилле постоянно находилось много друзей и знакомых,
Появление Галины Кузнецовой явилось серьезным ударом для стареющей жены Бунина. Его предстояло пережить.
Как ни странно, в своих дневниковых записях Бунин практически не оставил свидетельств о счастливой поре своей последней любви. То ли ему было не до того, то ли он понимал, в какое щекотливое положение поставил жену Веру Николаевну. Понимала это и Галина Кузнецова, которая тоже регулярно вела дневник, но которая в отличие от своего возлюбленного не была на его страницах столь сдержанна. К слову сказать, часть этого дневника была издана в виде книги «Грасский Дневник».
Жизнь поставила ее в очень сложную ситуацию: одновременно и пикантную, и тягостную, и почти безнадежную. Даже в период, когда между нею и писателем, казалось бы, царила полная гармония, на их горизонте уже маячили черные тучи. Ведь получалось, что Бунин является мужем сразу двух женщин - своей законной жены, отношение к которой он определял по-толстовски, объясняя, что любит Веру Николаевну, как самого себя, и потому не может говорить о какой-то особенной любви (не станешь же признаваться в любви к своей руке или ноге?), и Галины, радовавшей и вдохновлявшей его своей молодостью и обаянием. Могло ли такое положение устраивать обеих женщин? Разумеется, нет.
Надо ли говорить о тех усилиях, которые прилагали обе женщины, что бы не только терпеть друг друга, но и, смирившись, полюбить друг друга. Тем не менее все участники этой истории понимали, что рано или поздно этот треугольник распадется, и время покажет, кто здесь лишний.
В 1933 году писатель был удостоен Нобелевской премии «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». На церемонию вручения Бунин пришел со всей своей «шведской семьей».
Победа в деле литературы, в скором времени обернулась проигрышем в любви. Вскоре Кузнецова познакомилась с сестрой литератора Федора Степуна - Маргаритой и связала с ней свою жизнь. О лесбийской любви, воспетой еще в античности поэтессой Сапфо, тогда, как ни странно, знали мало. Бунин был шокирован и оскорблен. Ему, мнившему себя знатоком любовных наук, вдруг открылось нечто, о чем он даже не подозревал. Наступили тяжкие годы любовного похмелья. "Уже пятый час, - писал он в 1934 году, - а все непрерывно идет мягкий снег - почти с утра. Бело сереющее небо (впрочем, не похожее на небо), плавно-плавно - до головокружения, если смотреть пристально - текущая вниз белизна белых мух, хлопьев. Разговор с Г. Я ей: Наша душевная близость кончена. И ухом не повела".

Владимир МАЯКОВСКИЙ

Владимир Маяковский познакомился с Лилей Брик в июле 1915 года. Осип Максимович Брик и его жена, Лиля Юрьевна, люди достаточно обеспеченные, проявили сочувственное внимание к Владимиру Владимировичу, угадав в нем большой поэтический талант.
В июле 1914 года чета Бриков переехала в Петроград. Их квартира стала своеобразным маленьким салоном, где бывали футуристы, писатели, филологи, танцовщицы, деловые люди... Осип Брик, по словам Шкловского, «держал в доме славу Маяковского». Актом меценатства и расположения его к Маяковскому стало издание поэмы «Облако в штанах», которую никто не хотел печатать.
В своей автобиографии ("Я сам") В.В. Маяковский под заголовком "Радостнейшая дата" написал: "Июль 915-го года. Знакомлюсь с Л.Ю. и О.М. Бриками"
Ал. Михайлов считает, что где-то зимой или весной 1916 г. Осип, "уступив жену другому, но оставаясь законным супругом, избрал себе (и на всю оставшуюся жизнь, еще почти 30 лет!) роль...", которую Михайлов не может даже квалифицировать.
Летом 1918 года Лиля и Маяковский снялись в главных ролях в киноленте со странным названием (по сценарию Владимира Владимировича) «Закованная фильмой». Она играла балерину, он - художника. Именно в этот период поэт подарил Лиле кольцо с буквами ЛЮБ в круге, чтобы можно было непрерывно читать их «люблюлюблюлюблю...». Однако стоит напомнить, что «Л.Ю.Б.» - это инициалы Лили... Внутри кольца было написано: «Володя». А вскоре Маяковский переехал в дом, где жили Ося и Лиля. В марте 1919-го вместе с ними переехал в столицу... О любви поэта к его «Лиличке» вскоре знала уже вся Москва. Однажды некий чиновник посмел пренебрежительно отозваться об «этой Брик», и Маяковский, развернувшись, от души влепил ему по физиономии: «Лиля Юрьевна - моя жена! Запомните это!»
Несмотря на все это, Лиля продолжала любить Осипа, вот, что она говорила: "Я любила, люблю и буду любить Осю больше чем брата, больше чем мужа, больше чем сына. Про такую любовь я не читала ни в каких стихах, ни в какой литературе...Эта любовь не мешала моей любви к Володе. Наоборот: возможно, что если бы не Ося, я любила бы Володю не так сильно. Я не могла не любить Володю, если его так любил Ося".
Летом "семья" Маяковский-Брик провела на подмосковной, где Маяковский целыми днями работал, а Ося и Лиля загорали и весьма приятно проводили время. В 1920 г. "семья" переехала в другую квартиру, где было уже две комнаты, здесь Маяковский проводил большую часть времени, "будучи гражданским мужем замужней (формально) Лили Юрьевны Брик...".
То, что Маяковский страдал от разного рода "увлечений" ничуть не волновало его "гражданскую" жену, которая говорила: "Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи". Добавим, что за хорошие стихи Маяковский получал хорошие деньги, что позволяло при этом еще лучше жить "семье".
А в июне 1924 года родились строки поэта: «Я теперь свободен от любви и от плакатов».
Что же произошло? Л. Брик призналась Маяковскому, что не испытывает больше прежних чувств к нему. Факты указывают на вполне правдоподобную причину - очередное увлечение Лили Юрьевны, на сей раз А. М. Краснощековым (Абрамом Моисеевичем Тобинсоном), председателем Промбанка и заместителем Наркомфина. Лицо более чем важное, не чета <простому пролетарскому> поэту...
Несмотря на это, семья Бриков по прежнему опекалась Маяковским. Владимир выполнял все капризы уже бывшей возлюбленной, а сами Брики жили в его четырехкомнатной квартире, заняв ее половину.
15 апреля 1930 года в одном из берлинских отелей Лилю и Осипа ожидала вчерашняя телеграмма, подписанная: «Сегодня утром Володя покончил с собой»...

 Вот так все странно было. Да и странно ли. Часто мы смотрим на известных личностей, сами, зачастую забывая о том, кто мы, какие мы, и что мы делаем...


Искал счастье поэт Святослав Коровин

{jcomments on} 

1