ПОЭТЫ НА ТРАВЕ

Владимир Антипенко     Странные вещи начали происходить задолго до выступления Театра поэтов "Послушайте!". Несмотря на свежесть блистающего евроремонтом помещения Дома Писателей, отсутствие сцены меня несколько озадачило. Все же формат театра - партер и сцена. Я уселась в кресло и стала рефлексировать по этому поводу. Постепенно подтягивались представители разных поэтических группировок и литобъединений. Издалека заметив Галину Илюхину, я с ней поздоровалась, на что она мне радостно ответила: "Здравствуй, Володенька!". Сразу вспомнился уморительно-мрачный рассказ Тэффи "Тонкие письма" и стало как-то не по себе. Однако, повернув голову, я увидела, что надо мной возвышается внушительная фигура Владимира Антипенко, да еще и в красной цыганской рубахе. Конечно, на таком фоне кто угодно потерялся бы, а уж я-то во всем сереньком и подавно.

     Итак, все собрались, официальная часть открылась. Людмила Рединова показала мне часы: 13 часов 13 минут. Да, символично! Далее последовали поздравления с Днем города и Днем открытых дверей Дома Писателей - живые, короткие, без занудства. Представители администрации Дома Писателей, Дома Книги, редакции журнала "Следопыт" поздравляли поэтов и гостей с Днем города, Галина Илюхина рассказала о ежегодном фестивале "Петербургские мосты". С призывом объединиться выступил Борис Орлов. В заключение официальной части Владимир Антипенко пригласил всех присутствующих к 17 часам на выступление "Театра Поэтов", сказав загадочно: "Мы используем различные формы", после чего резко врубил музыку (что-то агрессивно-дискотечное) и на площадке (эх, жаль, что нет сцены!) появилась элегантная Светлана Петрова. И хотя не удалось ей раскрыться во всем своем артистизме (трижды жаль, что нет сцены!), основная канва сценки "Манекены" ("...Эта дама в туалете, оголяющем всю спину, Та затянута в корсете - ей теперь не до еды...") была воспринята присутствующими с большим воодушевлением, многим понравилась присутствующая в тексте мудрость: лучше стареть, чем быть манекенами.                                                                                                                                                       

Но главное действие началось, конечно же, с появлением в Доме Писателей всей команды Театра Поэтов "Послушайте!". Во-первых, руководитель театра В. Антипенко совершил переворот всего устройства зала, предназначенного для выступлений. Попросив всех зрителей на время удалиться, он пригласил нескольких помощников, в результате чего пространство для выступлений оставили около окон, стулья развернули и поставили амфитеатром. Но В. Антипенко не ограничился этой трансформацией, он пообещал, что в поэтическом действии тоже будет все наоборот: "Раньше мы движениями иллюстрировали стихи, а сегодня мы будем стихами иллюстрировать движение". Ну, я бы сказала "действиями", а не "движениями". К тому же, бывает так, что безо всяких "движений" происходит столько "действий", что ой-ё-ёй! (для примера вспомним выступление Дмитрия Адемина в "Бродячей Собаке").  
     Первым на "сцену" со своей "Болью" вышел Андрей Шаповал. "Ты меня совсем не поняла..." - такими словами он проиллюстрировал виолончельную элегию "Боль" собственного сочинения. Стихи душевные, интересные своей внешней простотой, а когда зал наполнился сочными звуками виолончели, зрители просто оцепенели от восторга, внимая музыке.
Евгения Болибрух     Затем начала свою ворожбу необыкновенная Евгения Болибрух (Евгений Боевой). Загадочная фигура в черном (то ли монах, то ли воин), она разложила на полу цветущие желтым травы (колдовские, не иначе!) и начала действие, читая заклинания: "Скручивая конструктор иллюзорности...", зажгла свечу, разбросала головки одуванчиков, сетуя на "поколение, которое слушает головой одуванчика этот стих". Задула свечу, упала, "занавес".  
     Пока зрители аплодировали, Людмила Рединова, желая навести порядок, бросилась подбирать траву и одуванчики. Но тут вышел Артем Суслов и вывалил целый мешок травы, улегся на нее и сверху еще на себя насыпал. Эмоциональные, внутренне напряженные стихи ("...Девятнадцать лет сырости, травы и отстоя...") - стихоиллюстрация к визуальной части перфоманса, представляющей собой монолог некоего трагического персонажа, будто желающего скрыться от жестокости окружающего мира в стогу душистого сена, или уехать на поезде (!) в Аргентину, или спрятаться (о, ужас!) в могиле.
Алла Зиневич     Прекрасная, загадочная Алла Зиневич в лиловом - цвет высшей ауры, цвет, ненапрасно льнущий к "рыбам" и "скорпионам": "...А у меня - вечная осень, как царствие тысячелетнее...". И - кусочек неба, яркое пятно - бирюзовая лента Мёбиуса крутится у Аллы в руках.
     Михаил Солонников проиллюстрировал своими стихами сцену на тему сюжета из древнегреческих мифов, в виде пантомимы представленную двумя молодыми людьми с обнаженными торсами и стилизованными под соответствующий исторический период атрибутами. Мне понравилась эта фантазия, в которой читались движения души автора, сквозь тысячелетия ведущей диалог с героями Эллады: "...Ахиллес, брось свой меч, ты устал воевать...".
     О Вере Вересияновой Алла Зиневич сказала так: "Она не только человек, она еще и песик". После чего Вера познакомила зрителей с "Влюбленной собакой" - песиком, преданным и брошенным хозяином (хозяином души, конечно же), чьи переживания (конечно же, вполне человеческие) способны тронуть даже самую зачерствевшую душу.
     Михаил Щукин - о, это всегда представление, изящное, тонкое, чуть капризное, наполненное эмоциями. Но даже если просто слушать текст, даже если не смотреть и не видеть Михаила (то ли Пьеро, то ли Арлекин) и его романтическую подругу в исполнении Аллы Зиневич (Коломбина?), хотя смотреть очень хочется, то начинаешь ощущать, что стихи Михаила буквально проникают в душу и невольно начинаешь следить за всеми хитросплетениями стихотворного текста этого замечательного артиста и интересного автора.
     Кокетливая Вера Вересиянова прекрасно сыграла роль вероломной подруги лирического героя Андрея Локиева: "Входи с раскроенной душой, блефуй дешевою помадой...". Этот динамичный, наполненный символами мини-спектакль проиллюстрировал драматическое стихотворение Андрея Локиева.   
     Но вот заиграла флейта. Зал настроился на лирический лад. И вдруг появился некий брутальный персонаж с папиросой, в майке, на голове - носовой платок с узелками, в руке - газета. Из стихотворения Александра Богурдовича выяснилось, что голос флейты (Юлия ......) - мотылек. Удивительный, печальный и философски мудрый получился спектакль. Все смотрели и слушали с замиранием сердца: "Кончился день и мир его праху. На окне осталась лишь точка страдания".
Андрей Шаповал     Далее читал Андрей Шаповал: "Моя любовь, виолончель". После такого признания виолончель, конечно же, молчать не могла - запела, и все с удовольствием слушали ее дивное контральто.
     Дмитрий Адемин проиллюстрировал своими емкими по содержанию и эмоционально насыщенными стихами ряд художественных произведений: "Два треугольника. Общая точка. Я закрываюсь от неба ладонью - я защищен стороной ее тыльной...".
     Евгения Дмитриева, лениво обмахиваясь веером из белых перьев, спрашивала у своей подруги: "Куда я исчезла?". Но за образом светской бездельницы вполне читалось ощущение одиночества и недосказанности, за монологом - несостоявшийся диалог: "...Любовь сладко спит в могиле, как будто и не любили...".
     Алая роза в руках, взгляд сосредоточен и сумрачен - так начал Валерий Панасюк свою композицию "Я вернулся, я вернулся, мать честна!...". Замечательный поэт и артист прекрасный. Жаль, что редко выступает, а ведь какие были спектакли! Незабываемые. Со словами "...крылья распластаны..." Валерий начал обрывать лепестки и они падали как маленькие крылышки - щемящее чувство.
     Милая и трогательная Анастасия Жалыбина. Как приятно было вновь увидеть ее стихо-клип "Качели". Все так хорошо подобрано: и музыка, и романтический танец и, конечно же, само стихотворение: "Сад, качели, скрип сиротливый как плач...". Потом было стихотворение, которое не нуждалось ни в какой атрибутике: Умею с природой слиться, уйти в ее образ и вдруг...".    
     Несколько коротких стихов о любви прочел Андрей Шаповал. Потом вышел Владимир Антипенко и под звуки виолончели (элегия "Боль") исполнил свое стихотворение о России: "Слева - лес дыряв, справа - поле рвань...Я  повсюду прав, и куда ни глянь - так красиво здесь! В раскоряку клён...Я в Россию весь - без ума влюблён!". "Как органично, наверное, долго репетировали", - подумала я, но тут Владимир сказал: "Импровизация".
     "У меня тема деревенская, уйдите со своей виолончелью," - сказала Людмила Рединова перед своим выступлением. Это был прекрасный спектакль. О чем? О душе, о любви, об одиночестве, о родной и милой сердцу природе, где героиня-Кукушка теряет свои слезы. Звенел колокольчик, горела свеча, звучало трехголосие - протяжное русское (сочинение и исполнение Людмилы Рединовой).
     "На этой грустной ноте Театр Поэтов "Послушайте!" завершает свое выступление", - объявил Владимир Антипенко и пошел убирать разбросанную траву, которая так и пролежала на протяжении всех выступлений - как символ весны и молодости.
     "Вы превзошли наши ожидания" - таково было мнение присутствовавших на выступлении представителей Дома Писателей.

     Надо сказать, что многие выступления сопровождались замечательной музыкой Василия Шишкина.

     P.S. Цитаты могут быть неточными, т.к. хотелось смотреть и слушать, а не записывать. Заранее приношу свои извинения.{jcomments on}

1