Конфуций. Танцующая Мудрость

Конфуций. Танцующая Мудрость

Мариинский театр продолжает радовать своих зрителей показами премьер балетных спектаклей. Танцевальная драма «Конфуций» режиссера-постановщика Кун Дэсиня, прошедшая при полных аншлагах 3-го и 4-го декабря на исторической сцене Мариинки в исполнении солистов и труппы Китайского национального театра оперы и танцевальной драмы – уже третья заметная балетная премьера этой осени. 8 и 9 декабря под названием «знаменитое танцевально-акробатическое шоу Китая» этот же спектакль был показан в Москве на сцене театра «Новая опера» имени Колобова.

Что же касается новых постановок на сцене Мариинки, то если балет Владимира Варнавы на хорошо известную музыку Мориса Равеля «Дафнис и Хлоя», чья премьера прошла в Концертном зале МТ 16 ноября, это очень красивое, по-настоящему и по-хорошему эстетское хореографическое произведение о первой любви, китайский «Конфуций», как и «Три маски короля», поставленные Юрием Смекаловым в Самарском театре оперы и балета и показанные 21 и 22 ноября на Новой сцене МТ – это танцевальные драмы об отношении человека и власти.

В «Трех масках…» рассказывается о любящих друг друга юноше и девушке, не желающих практически в прямом смысле этого слова «плясать под чужую дудку», «Конфуций» же – это конфликт и попытка взаимодействия Власти и Мудреца. Оба последних сюжета можно по справедливости считать злободневно актуальными в переживаемую нами нынче эпоху тотальной глобализации. «Три маски короля» - притча о давлении единообразной государственной бюрократии на личность, усугубившемся за последние два десятилетия и в западном мире, и в России, и о противостоянии этому давлению через любовь. «Конфуций» - это повесть о философе из народа, пытающемся изменить власть при помощи мудрого слова. И то, и другое изумительно тонко и при этом выпукло показано в танце.

В «Конфуции» шесть десятков танцовщиков Китайского национального театра оперы и танцевальной драмы на исторической сцене Мариинки пересказали канву его жизни при помощи традиционной китайской хореографии и нескольких песенных номеров. Это, конечно же, очень непохоже ни на балеты Петипа, ни на фокинские модернистские изыски. Но при этом фантастически красиво и увлекательно. Судя по аплодисментам во время спектакля на выходах, особенно яркими зрителям показались сценические образы Наложницы (Юй Юй) и самого Конфуция (Ху Ян): в их партиях среди прочего есть такой сложный акробатический элемент как тройное колесо.

В ходе драмы на языке танца описывается опыт путешествий Конфуция по Китаю и те трудности, с которыми он столкнулся, распространяя свое учение. Мысли и чувства философа переданы в разнообразных мелодиях и сценических образах. Музыка, написанная Чжаном Цюем и Се Пэном и исполненная китайским оркестром под управлением Танг Мухая очень проста, доступна и, можно сказать, в некоторой степени условна и подготовлена для европейского слуха. Ее задача – помочь зрителю, не зацикливаясь на звуковых деталях, сосредоточиться на созерцании изощренно красивой китайской хореографии в ярко кричащих всеми цветами радуги костюмах. И помочь усвоить глубокий философский смысл происходящего на сцене. Красочные сценические события сопровождаются цитатами из трудов Конфуция, которые пропеваются солистами и хором, а их перевод высвечивается бегущей строкой.  

Сюжет вкратце таков. Недалекий правитель слишком увлечен сладострастными утехами с наложницами и не воспринимает мудрых предложений Конфуция всерьез. Большинство царедворцев погружены в интриги, не заботясь об общем благе. Конфуций пытается убедить правителя заняться государственными делами. Однако его мудрые советы и усилия изменить положение дел при дворе оказываются тщетными. Придворные конфликты вынуждают мудреца уйти в тень, и, однажды, задремав, он во сне видит идеальный мир всеобщей гармонии. Но в реальности войны лишают людей домов, а прекрасные сады с абрикосовыми деревьями превращаются в поля сражений. А когда правители не слушают советов мудрецов, случаются революции и смуты, сопровождаемые нуждой, голодом и кровопролитиями. Однако, как это и предполагается правилами классического искусства всех времен и народов, все заканчивается победой Добра, в данном китайском случае – Мудрости.

«Если на рассвете познаешь истину, то на закате можно спокойно умереть» (Конфуций, Беседы и суждения).

Справка. Китайский национальный театр оперы и танцевальной драмы был основан в 1951 году и является крупнейшим в Китае государственным театром. В составе театра работают оперная труппа, труппа танцевальной драмы, коллектив народной музыки, симфонический оркестр, творческая студия, а также сценографический отдел. Театр. За полвека он исполнил более ста опер и танцевальных драм, многие из которых вошли в историю китайского искусства и стали символами китайского театра. По приглашению многих стран театр неоднократно представлял свои спектакли зрителям по всему миру. Благодаря своим классическим постановкам и первоклассным артистам театр завоевал признание не только внутри страны.

Труппа танцевальной драмы Театра – единственная в Китае государственная труппа танцевальной драмы. За шестьдесят восемь лет в ней работали многие выдающиеся артисты, сформировавшие уникальную стилистику исполнения национальных танцев. Создавая постановки, труппа опиралась на основы классических китайских танцев и танцев национальной оперы. Ее творения получили широкое признание во всем мире и заложили основу теории китайской танцевальной драмы.

 

 

 

 

1