Шахматный сон для детей и взрослых

Зазеркалье для детей и взрослых

алиса в зазеркалье.ефрем подгайц. фото виктор васильев

В последний день осени и в первый день зимы – 30 ноября и 1 декабря – детский музыкальный театр «Зазеркалье» представил на суд юных зрителей, их пап, мам, бабушек и дедушек «оперу в одиннадцать шахматных ходов с одним антрактом» с музыкой Ефрема Подгайца на либретто Владимира Орла по мотивам знаменитой и любимой многими поколениями детей и взрослых сказки Льюиса Кэролла, из названия которого тридцать два года назад возникло и само имя театра. Режиссёр-постановщик – худрук театра народный артист России Александр Петров.

Музыкальный руководитель и дирижёр Анатолий Рыбалко. Балетмейстер-постановщик Ольга Красных.

Два дневных представления «Алисы в Зазеркалье» в первый зимний уик-энд прошли при полных аншлагах и имели заслуженный и шумный успех, выразившийся в долгих овациях в конце спектаклей и криках «Браво!» и «Брависсимо!». Причем, дети в выражении своих эмоций не отставали от взрослых.

Саму оперу Ефрем Подгайц написал еще в поздние советские времена, а на подмостках «Зазеркалья» она уже ставилась в другой режиссуре в 1993 году. Детям, которые смотрели ту первую постановку, уже за тридцать и они теперь приводят на нынешний спектакль своих детей. Новая постановка богаче и роскошнее: декорации и костюмы художника-постановщика заслуженного художника России Наталии Клёминой полны метафор и представляют собой настоящее пиршество для глаз.

Перед походом на спектакль родителям стоит познакомить своих детей с текстом волшебной сказки Кэролла, потому что и сюжет, и персонажи иногда настолько неожиданны и экстравагантны, что неподготовленное детское сознание вполне может «зависнуть» и пропустить что-то очень важное. 

Вообще, на мой взгляд, в содержание «Алисы в Зазеркалье», чей автор был не только писателем, фотографом и духовным лицом, но ещё математиком и шахматистом, не стоит пытаться вникать слишком глубоко – можно запутаться и потерять лёгкое ощущение необычности происходящего. Ведь Зазеркалье – это ничто иное, как сон маленькой девочки Алисы. Все персонажи и события этого сна совершенно не похожи на образы повседневной обыденности. Часть героев – Черные Король и Королева, Белый Рыцарь, его Лошадь, Пешки – взяты прямо с шахматной доски. Другие – такие как Гладиолус, Шалтай-Болтай, Человек без головы, Пудинг, Баранья нога – являются довольно-таки трудно читаемыми или нечитаемыми вовсе плодами бурной фантазии Кэролла. Но, быть может, и не стоит ломать голову над их метафорическим и символическим значением, ибо все они – не более, чем видения из снов. А сон, как и искусство, дан человеку как волшебство для того, чтобы он мог отдохнуть от однозначности обыденного существования.  

Основная сюжетная ось – прохождение Алисой, превращенной в Зазеркалье в Белую Пешку, одиннадцати шахматных ходов, в результате которых при помощи Белого Рыцаря, несмотря на противодействие черных фигур, прежде всего, Черной Королевы, она сама, достигнув противоположного края шахматной доски, превращается из Пешки в Ферзя, то есть в Белую Королеву. После чего просыпается. 

Известный московский композитор Ефрем Подгайц сумел создать причудливый, но при этом доступный и увлекательный, мир звуков, чем-то родственный музыкальным образам гениального английского композитора прошлого столетия Бенджамина Бриттена.

Из актерских работ стоит особенно выделить Алису Анастасии Ряполовой из второго состава, которая помимо красивого и сильного сопрано, обладает прекрасной дикцией, что особенно важно в условиях отсутствия бегущей строки, и выдающимися актерскими способностями. Из других – высокого и стильного Андрея Михеева в роли Мистера Филбрика и Человека без головы, а также сразу запоминающегося своим ярким характерным артистизмом Николая Пинского в роли Гладиолуса.

{jcomments on}1