Чувство острой тоски и ностальгии по «России, которую мы потеряли» охватывает посетителей выставки «Цвет времени», представленной журналистам 27 ноября в Мемориальном музее-квартире великого русского композитора и нашего земляка Николая Андреевича Римского-Корсакова, чей 175-летний юбилей мы отмечаем в течение всего этого года.
Полное название выставки, очень точно отражающее ее содержание: «ЦВЕТ ВРЕМЕНИ. Семья Н. А. Римского-Корсакова в объективе М. О. Штейнберга и В. Н. Римского-Корсакова». Речь идет об известном композиторе и музыкальном педагоге, в 1920-е преподававшем композицию Шостаковичу Максимилиане Осеевиче Штейнберге, который буквально за несколько дней до смерти Римского-Корсакова стал его зятем – мужем младшей дочери Надежды Николаевны, и о младшем сыне великого композитора – Владимире Николаевиче. Единственное, что достойно сожаления, почти полное отсутствие на фотографиях образа самого композитора – основная часть коллекции создавалась после его ухода из жизни 8 (21) июня 1908 года.
Зато на десятках черно-белых и цветных фотографий запечатлена усадьба в Любенске Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне это Плюсский район Псковской области), где Николай Андреевич провел свои последние дни и где он заканчивал партитуру своей последней оперы «Золотой петушок». Сохранились воспоминания близких о последних часах великого композитора: это был очень жаркий солнечный июньский день, и Николай Андреевич, как будто предчувствуя свой уход, обошел почти все имение, словно прощаясь с любимой северной природой, столько раз воспетой им в его непревзойденной музыке. Кроме того, на снимках запечатлены многочисленные члены обширного семейства композитора, включая детей грудного возраста и старше. К революции 1917-го года семья Римского-Корсакова насчитывала уже двадцать пять человек. Есть и снимки с крестьянами из окрестных деревень.
Многие кадры коллекции сохранили стойкий аромат эпохи и напоминают картины великих русских живописцев начала ХХ столетия – Серова, Сомова или Борисова-Мусатова. Например, высоко поэтичный снимок «Радуга после дождя» как будто соперничает с известной радугой Константина Сомова. Или портрет Надежды Николаевны Штейнберг, дочери композитора, на фоне крыльца и летнего пейзажа, словно рифмующийся с «Девочкой с персиками» и другими портретами Валентина Серова.
Этот огромный труд, а также тексты, посвященные историческому контексту эпохи, легли в основу полного каталога коллекции, изданного к выставке. Первыми из рук авторов его получили потомки семьи Римских-Корсаковых, бережно хранившие коллекцию все эти годы.
В экспозиции, размещенной в комнате музея-квартиры, специально отведенной под временные выставки, увеличенные цифровые отпечатки со стекол-негативов и диапозитивов. Они удивляют посетителей не только высокой поэзией и художественной ценностью снимков, но и их неожиданным техническим совершенством. Яркие краски, цветоделение, не уступающее качеством гораздо более поздним образцам цветных фотографий, уникальная четкость изображений стали возможны благодаря тому, что фотографии 100 лет хранились не на бумаге, а на стекле.
На открытие выставки пришли потомки великого композитора. Среди них –правнучка Римского-Корсакова по линии младшего сына Владимира Вероника Всеволодовна Прокофьева. Праправнук и прапраправнучка по линии Софьи, старшей дочери композитора, Николай Кириллович и Мария Николаевна Головкины (отец и дочь). Светлана Викторовна Римская-Корсакова, вдова правнука композитора Александра Андреевича Римского-Корсакова и Владимир Александрович Римский-Корсаков, праправнук композитора по линии младшего сына Владимира.
Выставка «Цвет времени» открыта с 28 ноября 2019 по 18 октября 2020 года. На экскурсиях с куратором можно будет получить и уникальный каталог: первая экскурсия с Ниной Костенко состоится 7 декабря в 16.00.{jcomments on}
1