XX Международный фестиваль «Адмиралтейская музыка»

XX Международный фестиваль «Адмиралтейская музыка»

XX Международный фестиваль «Адмиралтейская музыка»

11 декабря 2019. Санкт-Петербург

Большой зал филармонии (ул. Михайловская, 2)

Приношение

Н.А. Римскому-Корсакову

 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТНЫЙ ОБРАЗЦОВЫЙ ОРКЕСТР

имени Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА ВМФ РОССИИ

Художественный руководитель и главный дирижер –

заслуженный деятель искусств РФ капитан 1 ранга

Алексей КАРАБАНОВ

 Солисты:

Лауреаты международных конкурсов

Владимир ВЯТКИН (гобой)

Сергей ПЕТРОВ (кларнет)

Дмитрий КРЫЛОВ (тромбон)

Пётр ФЕДОТОВ (скрипка)

В программе:

Н.А. Римский-Корсаков

Концерт для кларнета с духовым оркестром

Вариации на тему М.И. Глинки для гобоя с духовым оркестром

Концерт для тромбона с духовым оркестром

«Шехеразада», симфоническая сюита для оркестра, соч. 35

Е.А. Цимбалист

Фантазия на темы из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок».

Переложение для скрипки и духового оркестра А. Карабанова. Первое исполнение.

______________________

Начало концерта в 20.00

Билеты в кассе и на сайте Филармонии

http://www.philharmonia.spb.ru/

Справки по тел. +7 (812) 240-01-02


В 2019 году исполнилось 175 лет со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова, великого композитора-моряка, внесшего огромный вклад в историю российского флота. Своей деятельностью на посту инспектора оркестров Морского ведомства Римский-Корсаков заложил прочные основы военно-музыкального дела на кораблях и в частях флота, и эти традиции военно-морские оркестры бережно сохраняют по сей день. Познакомить публику с морскими музыкальными традициями призван фестиваль «Адмиралтейская музыка», основанный Алексеем Карабановым 20 лет назад и также отмечающий в этом году свой юбилей.

…Без малого полвека из своих 64 лет Римский-Корсаков прожил в Санкт-Петербурге. При этом у него нет ни одного произведения, которое было бы как-то сюжетно, хотя бы намеками, связано с городом на Неве. Ни своей «Пиковой дамы», ни «Петербургской симфонии», ни даже квартета или сонаты. Разве, быть может, что-то из романсов.

Русский Вагнер, автор пятнадцати опер, по большей части посвященных русской сказочной тематике, родился и вырос в глухой и холодной северной глубинке и на всю жизнь оказался верен ей душой. Из медвежьих тихвинских лесов вышли его берендеи и Снегурочка, неподалеку были и Великий Новгород с его озером Ильмень и легендой о гусляре Садко, и озеро Светлояр со сказочным Китеж-градом. Корсаков навсегда остался верным учеником блистательной, холодной и жестокой северной природы. А величественное каменное творение императора Петра, раскинувшееся на берегах огромной Невы, оставило тихвинского мальчика равнодушным. И все же именно Петербург познакомил мальчика Колю с оперой: в 14 лет он впервые услышал в театре «Жизнь за царя», потом Доницетти, Россини и Бетховена, и это навсегда определило его судьбу.

Хотя в начале жизненного пути у него был выбор не из простых. По стопам старшего брата Воина Андреевича и своих дедов и прадедов получив блестящее военно-морское образование, наследник славного дворянского рода Николай Римский-Корсаков три года прослужил на клипере «Алмаз», побывал за это время в Англии, Норвегии, Польше, Франции, Италии, Испании, США и Бразилии.

Картины моря, необъятной и бурной водной стихии, так гениально написанные оркестровыми красками в «Шехеразаде» и «Садко», взяты Корсаковым из его собственного жизненного опыта.

Безусловно, честолюбивому Корсакову льстила перспектива участвовать в морских походах и битвах, стать адмиралом, но музыка все же победила. В результате он сумел стать «генералом от оперы». Может быть, в этом немалая заслуга Милия Балакирева и других участников знаменитой «Могучей кучки», заставивших молодого капитан-лейтенанта поверить в свой музыкальный гений.

Николай Римский-Корсаков в силу своего воспитания был очень правильным и добропорядочным человеком, настоящим бюргером-филистером. Попав в юности на флот, он был потрясен сценами запоев, воровства и картежной игры. Попав в композиторскую среду… он вынужден был дистанцироваться от разнузданного богемного образа жизни многих своих коллег по цеху.

Корсаков вовремя женился на пианистке Надежде Пургольд, они родили и воспитали достойных сыновей и дочерей. Быстро стал профессором недавно созданной Антоном Рубинштейном Санкт-Петербургской консерватории, которая сейчас носит его имя.

 И в искусстве, и в жизни Корсаков бездумному риску предпочитал строгую выверенность пропорций и правильную, понятную всем красоту.

К Чайковскому, который старше Корсакова всего-то на четыре года, в молодые годы композитор относился как к учителю и гуру, посылая ему на оценку свои упражнения по гармонии и контрапункту...

 

Центральный концертный образцовый оркестр имени Н.А. Римского-Корсакова ВМФ России посвящает концерт-открытие петербургской части фестиваля «Адмиралтейская музыка» двум этим памятным датам.

В программе «Приношение Н.А. Римскому-Корсакову» – сочинения для солирующих инструментов с духовым оркестром, написанные композитором специально для сводного оркестра Кронштадтского порта. Помимо этого – знаменитая сюита «Шехеразада», где, среди других сказочных сюжетов, значительное место отведено приключениям Синдбада-Морехода, и Фантазия на темы из оперы «Золотой петушок», созданная выдающимся скрипачом Ефремом Цимбалистом, и специально для этого концерта инструментованная Алексеем Карабановым для скрипки и духового оркестра.

Солисты: лауреаты международных конкурсов Владимир Вяткин (гобой), Сергей Петров (кларнет), Дмитрий Крылов (тромбон), Пётр Федотов (скрипка). Дирижер – художественный руководитель и главный дирижер оркестра, заслуженный деятель искусств РФ капитан 1 ранга Алексей Карабанов.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТНЫЙ ОБРАЗЦОВЫЙ ОРКЕСТР имени Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА ВМФ РОССИИ – официальная музыкальная визитная карточка Российского Флота, его гордость и достояние. Коллектив отличают широчайший репертуар, блеск и виртуозность, изысканная нюансировка и тончайшая интонация, а также непередаваемый флотский шарм и верность морским традициям. С 1994 года оркестр носит имя великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова – первого инспектора военно-морских оркестров России.

Основой репертуара оркестра служит русская и мировая музыкальная классика, современная музыка, бесценный фонд русских и советских песен о море и Военно-морском флоте России. Концерты оркестра с успехом проходят в лучших концертных залах России и за рубежом, флотских гарнизонах и военных базах Вооруженных Сил России.

Начальник (художественный руководитель и главный дирижер) оркестра – заслуженный деятель искусств Российской Федерации капитан 1-го ранга Алексей Карабанов. Военный дирижер – майор Марат Гаянов.

Капитан 1-го ранга, начальник и художественный руководитель Центрального концертного образцового оркестра имени Н.А. Римского-Корсакова Военно-морского флота России Алексей КАРАБАНОВ – пропагандист музыки, написанной для духового оркестра. Безупречная дирижерская техника, блестящие комментарии к концертам, регулярные выступления на различных теле- и радиоканалах в передачах, посвященных военной музыке России, сделали его настоящим любимцем публики.

В 1985 году окончил с отличием Московскую консерваторию. С этого же года назначен дирижером Адмиралтейского оркестра, плодотворная работа с которым и активная концертная деятельность принесли артисту всеобщее признание.

Музыкант неоднократно дирижировал ведущими военными оркестрами Европы, симфоническими оркестрами Москвы и Санкт-Петербурга. В 1996 году был удостоен почетного звания Заслуженный артист Российской Федерации. В 2018 году – Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

С 1 октября 2007 года – начальник (художественный руководитель и главный дирижер) Центрального концертного образцового оркестра имени Н.А. Римского-Корсакова ВМФ России.

Доцент Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке.

Владимир ВЯТКИН (гобой) – солист Московской государственной академической филармонии,

лауреат международных конкурсов.

Родился в 1988 году в Москве в семье музыкантов. С 4 лет занимался музыкой, в 5 лет поступил на подготовительное отделение МССМШ имени Гнесиных в класс академика И.Ф. Пушечникова по специальности «блокфлейта». С 1999 года перешёл на гобой. В 2005 году с отличием окончил школу и поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных, а впоследствии в аспирантуру. Стажировался в Европе у таких известных музыкантов, как Морис Бург, Ханс Йорк Шеленбергер, Алексей Огринчук.

Основатель и художественный руководитель ансамбля солистов «Espressivo». Преподаватель Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке.

Сергей ПЕТРОВ (кларнет) – концертмейстер группы кларнетов оркестра Государственного академического Большого театра России, лауреат международных конкурсов.

Родился в 1981 году в городе Норильске Красноярского края. В 2005 году окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс народного артиста России, профессора И.П. Мозговенко). В этом же году стал лауреатом первой премии I Международного конкурса имени Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.

Является участником квинтета Большого театра России. Ведет активную концертную деятельность, сотрудничает с ведущими музыкантами. Преподает в крупнейшей в России детской школе искусств имени М.А. Балакирева.

Дмитрий КРЫЛОВ окончил Санкт-Петербургский музыкальный колледж имени М.П. Мусоргского (класс К.Я. Лобикова) и Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова (класс профессора В.В. Сумеркина).

В 2008 году стал победителем Всероссийского конкурса молодых исполнителей на медных духовых инструментах имени Ю.А. Большиянова в Краснодаре, в 2017 году – лауреатом II премии VIII Международного конкурса музыкантов – солистов, исполнителей на духовых и ударных инструментах «Серебряные звуки» в Петрозаводске.

С 2010 года – артист оркестра Санкт-Петербургской государственной академической Капеллы (в настоящее время – концертмейстер группы тромбонов). Участник ансамбля медных духовых инструментов «Olympic Brass» и ансамбля «Кронверк-брасс». Являлся концертмейстером группы тромбонов в Международном симфоническом оркестре России и стран «ASEAN» в Денпасаре (Индонезия, 2010).

Пётр ФЕДОТОВ – молодой российский скрипач. Родился в музыкальной семье. Закончил ЦМШ при Московской консерватории. В настоящее время – студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс профессора, Народного артиста СССР Э.Д. Грача).

С раннего возраста ведет концертную деятельность. Участвует в концертах в Светлановском зале Московского международного Дома музыки, Большом и Малом зале Московской консерватории, зале «Оркестрион» и других. Выступал с Симфоническим оркестром Москвы «Русская Филармония», Загребским камерным оркестром, Камерным оркестром «Московия» под управлением Э. Грача, Центральным концертным образцовым оркестром имени Н.А. Римского-Корсакова ВМФ России под управлением А. Карабанова, Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением А. Титова и другими.

Лауреат Всероссийского конкурса юных музыкантов в Дубне, Международного конкурса молодых музыкантов «Посвящение С. Прокофьеву» (Москва, 2015 год, Гран-При). В 2017 году завоевал «Гран-При» на Международном конкурсе скрипачей «Скрипка Севера» (Якутск, Россия). В 2018 году – 2-я премия на Международном конкурсе «Schlossfestspiele Machern» (Германия).

С 2018 года является участником концертных программ Санкт-Петербургского Дома музыки.{jcomments on}

1