ЗВУКОВЫЕ ПУТИ

ЗВУКОВЫЕ ПУТИ

ЗВУКОВЫЕ ПУТИ

Союз композиторов Санкт-Петербурга

Творческая ассоциация «Звуковые пути»

 ХХХI международный фестиваль новой музыки

ЗВУКОВЫЕ ПУТИ

Санкт-Петербург, 17 – 24 ноября 2019

Фестиваль «Звуковые пути» перешагнул 30-летний рубеж. Сохраняя верность сформированным еще в 1989 году принципам программной политики, организаторы внимательно следят и за новациями XXI века.

Как обычно, на фестивале много премьер – 35 мировых и 16 российских. Их представят петербургские музыканты и гости – Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), Rudersdal Chamber Players из Дании, International Music Ensemble Augsburg из Германии.

Несколько программ посвящено юбилеям – Альфреда Шнитке (к 85-летию со дня рождения),  Эдисона Денисова (к 90-летию со дня рождения), Галины Уствольской (к 100-летию со дня рождения), здравствующего американца Джорджа Крама – он приезжал на «Звуковые пути» в 1997 году, а в минувшем октябре отметил 90-летие. Впрочем, среди адресатов имена не только композиторов, но и ровесника Крама – летописца концертной жизни Ленинграда-Петербурга, критика, чудесного музыканта и человека Михаила Григорьевича Бялика. Посвященные ему фортепианные опусы – Соната № 6 Бориса Тищенко и Прелюдии и фуги Валерия Арзуманова, тоже, кстати, юбиляров (80 и 75 лет соответственно) – прозвучат в концерте 22 ноября в Доме композиторов.

Памятным событиям музыкальной истории посвящен и специальный проект фестиваля – «Любовь к трем женщинам без тени».  По традиции, начавшейся в 2003-м году с «Хармс-проекта», «Звуковые пути» предлагают авторам сюжет, вольная интерпретация которого объединяется в концерт-премьеру. На сей раз он приурочен к 100-летию создания оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» и премьеры оперы Рихарда Штрауса «Женщина без тени»: в программе объединены фортепианные пьесы 14 композиторов.

Для фестивального мультимедийного «Трэш-проекта» создали сочинения петербургские композиторы – опытная Светлана Лаврова и начинающая Валерия Кухта: в интерпретации видеоартхудожников и {instead} ensemble прозвучат и непремьерные композиции Александра Маноцкова и руководителя ансамбля Олега Гудачева.

Среди знакомых слушателям ансамблей – и фестивальный коллектив «Звуковые пути», и Mariinsky New Music Ensemble, и ансамбль МолОт (СПб). Среди дебютантов – петербургский Content ensemble. Этот совсем молодой вокальный коллектив представит на закрытии фестиваля любопытнейшую программу Реверсивная поэзия / Poetry reverse. Ее объединяющая идея сфокусирована вокруг мадригала. Всплеск развития этого музыкально-поэтического жанра пришелся на эпоху Возрождения, а этимология названия «мадригал» восходит к слову – «материнский» (matricale), что означает «сочинение, написанное на родном языке». Для автора эталонных мадригалов Джезуальдо ди Веноза (1566–1613) это была поэзия Тассо или собственные стихи. Майкл Финнисси в сочинении Gesualdo: Libro sesto «прочитал» те же тексты, используя свой музыкальный словарь, а Сальваторе Шаррино написал цикл «Мадригалы» (2007) на тексты японца Басё в своих переводах. Дьердь Лигети назвал номер из цикла Nonsense Madrigals (1993) The Alphabet – «Алфавит». Чем не «материнский язык»? Таким языком для 25-летнего петербуржца Сергея Леонова стали комментарии участников онлайн игры с пикселями, предложенной пользователям новостной социальной сети Reddit. Этот вечер пройдет в костеле Св. Станислава (Коломна).

Два концерта фестиваля состоятся в Малом зале Филармонии: 18 ноября петербургские музыканты под управлением Аркадия Штейнлухта представят два сочинения – «Альпийский реквием» Александра Радвиловича и монологи по Саше Соколову «Школа для дураков» Анатолия Королева, а 23 ноября Московский ансамбль современной музыки исполнит программу Vortex temporum / Вихрь времени из камерных опусов Денисова, Лахенманна, Шаррино, Цинстага и Гризе.

Традиционно основной площадкой «Звуковых путей» будет концертный зал Дома композиторов. Здесь 17 ноября и стартует фестиваль концертом-марафоном. Он начинается программой из сочинений Александра Нестерова – талантливого композитора, который много лет возглавлял Музыкальной фонд Санкт-Петербурга и всегда оказывал «Звуковым путям» организационную и финансовую поддержку. На предложения включить его музыку в программы фестиваля композитор, крайне требовательный к себе, всегда отшучивался. Этим летом, в августе, его не стало. В архиве композитора осталось множество рукописей, их исполнение, надеемся, впереди.

Фестиваль искренне благодарит за поддержку:

Комитет по культуре Санкт-Петербурга

Музыкальный фонд Санкт-Петербурга

Датский институт в Санкт-Петербурге

Немецкий культурный центр имени Гете

Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова

Санкт-Петербургский центр современной академической музыки reMusik

Издательство Композитор Санкт-Петербург

Газету Музыкальное обозрение

Объединение РосБизнесТур

Ресторан ИДИОТЪ

Фестиваль благодарит

 Министерство культуры РФ

Росконцерт

за поддержку визита в Санкт-Петербург

Московского Ансамбля Современной Музыки

 

ХХХI-й международный фестиваль новой музыки

ЗВУКОВЫЕ ПУТИ

Санкт-Петербург, 17 – 24 ноября 2019

 

17.11 воскресенье, Дом композиторов     Открытие фестиваля

Концерт – марафон

 

17.00                                                                    Александр НЕСТЕРОВ

Памяти композитора

Соната для скрипки соло

Шесть прелюдий для фортепиано

Струнный квартет

«Отражения» для фортепианного квинтета

Алексей Крашенинников (скрипка)

Александра Листова (фортепиано)

Mariinsky New Music Ensemble

                                  

18.00                                                                            Россия – Дания 

Абрахамсен – Schneebilder **

Крутик – Стратосфера

Фирсова – “Времена года”, фортепианный квартет № 2 **

Смирновto be or not to be… **

РудерсФортепианный квартет **

Rudersdal Chamber Players (Дания)

 

21.00                                                                       Джордж КРАМ

к 90-летию со дня рождения

Резетдинов – «Космос Крама» *

Крам – «Одиннадцать эхо осени»

           – «Маленькая полуночная музыка»

 

Алексей Глазков (фортепиано)

Ансамбль «Звуковые пути»

 

18.11 понедельник, Малый зал филармонии 

Королев – «Школа для дураков»

четыре монолога солистов и ансамбля на слова Саши Соколова

Радвилович – «Альпийский реквием»

для усиленного вокального квартета, фортепиано и ударных

 

Солисты

 Ирина Андрякова (сопрано), Юрий Васильев (тенор),

Андрей Михеев (баритон), Андрей Удалов (бас)

Вокальный квартет

Ирина Михайлова (сопрано), Мэри Чеминава (альт),

Владислав Стариков (тенор), Лев Жифарский (бас)

 

Ансамбль МолОт (СПб)

Дирижер – Аркадий Штейнлухт

 

19.11 вторник, Дом композиторов                     ТРЭШ-проект

Мультимедийный концерт

 

Кухта – Recycling для скрипки, саксофона, трубы и видео *

Лаврова – Raccolta differenziata separata для саксофона, трубы, скрипки, аккордеона, объектов и видео*

Маноцков – Tres memorias для двух скрипок и видео Мартина Арнольда

Иготти – Der Ursprung для трёх исполнителей и видео *

Гудачев – "Струны Сатурна" для ансамбля и видеоинсталляции

{instead} ensemble

 

20.11 среда, Дом композиторов         «Любовь к трем женщинам без тени»

                 К 100-летию создания оперы С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам»

                   и премьеры оперы «Женщина без тени» Р. Штрауса

Слонимский Две мимолетности

Осколков "Три в одной" *

Иготти – "Апельсин для кавалера" *

Мыльников – Парафраз на фантазию к опере Р.Штрауса «Женщина без тени» *

Лаврова "По ту сторону тени" *

Иванов "Любовь и сочувствие к трем композиторам без тени таланта" *

Мажара "Три тени" *

Танонов "Дежа вю" *

Синякова "Im Schatten des Lichts" / В тени света *

Херферт "Долина тишины" *

Сайков "Намёки" *

Говейнович "Сны Тарталье" *

Осколков мл. "Пьеса в форме апельсина" *

Александров – "Интермеццо молчаливой женщины без тени"

Николай Мажара, Сергей Осколков,  Иван Александров, Франц Йохен Херферт,

Антон Танонов, Сергей Осколков мл.

(фортепиано)

21.11 четверг, Дом композиторов

International Music Ensemble Augsburg представляет

Андерсон – "Эхо" для гобоя и фагота **

Друх – Кассация для гобоя и фортепиано *

Херферт – "Nosbah" для фагота соло **

Фламмер – Passacaglia brevis для фортепиано **

Кречмар – "Сатир" для фагота и фортепиано **

Штокхаузен – "Glück" для гобоя, английского рожка и фагота ** 

 

22.11 пятница, Дом композиторов                    ЮБИЛЯЦИИ

К 90-летию со дня рождения Михаила Бялика

Шнитке – Пять афоризмов

Уствольская – Двенадцать прелюдий

Арзуманов – Две прелюдии и фуги **

Тищенко – Соната № 6

 

Сергей Осколков мл. (фортепиано)

 

23.11 суббота, Малый зал филармонии    ВИХРЬ ВРЕМЕНИ

Денисов – Две пьесы для бас-кларнета и виолончели

Лахенманн – Пять вариаций на тему Шуберта для фортепиано

Шарино – «Светящиеся горизонты Атона» для флейты соло

Цинстаг – Tempor для флейты, кларнета, скрипки, альта, виолончели и фортепиано **

Гризе – Vortex temporum для фортепиано и пяти инструментов

Московский ансамбль современной музыки

 

24.11 воскресенье, Костел св. Станислава

POETRY REVERSE / РЕВЕРСИВНАЯ ПОЭЗИЯ

Хоровые мадригалы

Джезуальдо ди Венозо – Три мадригала

Финнисси – Gesualdo: Libro sesto, три мадригала **

Лигети – Алфавит **

Попов – Sator *

Шарино – “Quante isole!”, “Rosso, cossi rosso” **

Леонов“r/place”

Content ensemble (СПб)

* - мировая премьера, ** - российская премьера

1