ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ: В ОДИН ГОЛОС – ГОЛОС РОССИИ

святой димитрий донскойсвятой димитрий донской

В издательстве «Абрис» в серии «История России» вышла новая книга Евгения Лукина «Святой Димитрий Донской». Евгений Лукин, составитель, автор предисловия, переложений и переводов текстов – известный петербургский писатель. Один из его основных трудов – стихотворное переложение памятников древнерусской письменности «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли» и «Задонщина». Книга «Святой Димитрий Донской» богато иллюстрирована древнерусскими иконами, фресками, летописными миниатюрами, картинами русских  художников. Издание книги приурочено к 670-летию со дня рождения Дмитрия Донского, а также со дня победы в Куликовской битве, которые будут отмечаться у нас в России в 2020 году.

 Большим достоинством книги «Святой Димитрий Донской» является принцип, которым руководствовался Евгений Лукин в  отборе текстов: помещены малоизвестные произведения авторов ХVIII – ХХ веков, почти все они не переиздавались.

Открывает книгу стихотворное переложение «Задонщины», созданное Евгением Лукиным в 1994 году. По мнению член-корреспондента Академии Наук Л.А. Дмитриева – это лучший из имеющихся на сегодняшний день переводов «Задонщины». В переложении удачно найден стихотворный размер, пятистопный анапест, придающий стремительное движение поэтическому повествованию.

                   А чернец Пересвет к уреченному месту спешит.

                   Помолившись Христу, на коня боевого садится…

Дальше следуют два текста неизвестных древнерусских авторов: «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского» (около 1400 года) и «Видение Димитрия Донского» – духовный стих, созданный не ранее ХVIII столетия. Первый из упомянутых текстов – православный панегирик Дмитрию Донскому, самое обширное из жизнеописаний древнерусских князей. Второй текст – духовный стих, записанный в середине ХIX века в Москве Н.А. Толченовым и опубликованный в 1861 году в книге П.А.Бессонова «Калики перехожие».

В книге представлен еще один уникальный текст: «О великом князе Димитрии Иоанновиче». Автор ХVII века Алексей Манкиев, историк, дипломат. Манкиев написал фундаментальный исторический труд «Ядро российской истории», который был издан только через полстолетия после его смерти. Этот труд высоко оценил историк С.М. Соловьев.   Произведения Манкиева не переиздавались. А личность яркая, судьба непростая. Очень хорошо, что Евгений Лукин извлек из тьмы забвения этого замечательного писателя и ученого.

Здесь же отрывок из книги Василия Татищева «История Российская» – о Дмитрии Донском и Куликовской битве. В каждой фразе этого исторического повествования слышим мощный, самобытный дух Татищева, сподвижника Петра Первого. Татищев при жизни не дождался публикации своего главного труда. Теперь Татищев оценен в полной мере, в последнее время появилось много изданий «Истории Российской с самых древнейших времен».

 Помещена в книгу и трагедия Владислава Озерова «Димитрий Донской». Трагедия была поставлена на сцене накануне Отечественной войны с Наполеоном и вызвала у зрителей подъем патриотических чувств. Это произведение Озерова не потеряло злободневности и в наши дни.

Далее читаем мало кому известное стихотворение Николая Языкова «Баян к русскому воину».  Языков написал его в свою юную пору, будучи студентом Дерптского университета. Тут уже весь Языков с его мужеством, пылкой отвагой, самоотверженной любовью к родине и неустрашимым вызовом ее врагам. Языков, отождествляя себя с древним Баяном, призывает русского воина к «войне решительного мщенья»:

 

                    Когда с толпой отважных братий

                    Ты грозно кинешься на бой, –

                    Кто сильный сдержит пред тобой

                    Врагов тьмочисленные рати?

 

 Языков до конца жизни оставался верен зачину своей поэзии. За два года до смерти, тяжело больной, он создает стихотворение «К ненашим», равное по силе знаменитому стихотворению Пушкина «Клеветникам России». Естественно, что Евгений Лукин, работая над своей книгой, не мог не вспомнить об Языкове, настоящем патриоте, певце русского героизма. А вместе с Языковым нельзя не вспомнить и всё славянофильское движение, его борьбу с западниками. Ничего в сущности не изменилось. И теперь то же противостояние.

В состав книги входит произведение еще одного малоизвестного автора, Александра Казадаева: «Историческое похвальное слово Димитрию Донскому». Опубликовано в 1827 году. Александр Казадаев, историк, писатель, переводчик, академик Российской императорской академии, один из самых образованных людей своего времени, собрал одну из лучших частных библиотек в России, был знаком со многими известными писателями, композиторами, художниками. Среди его знакомых были Гоголь, Кукольник, Глинка. Этот труд Казадаева с тех пор не переиздавался.

Неожиданно свежо звучит напечатанное в книге стихотворение совершенно забытого поэта ХIX века Лукьяна Якубовича «Русская сабля, найденная на Куликовом поле». Лукьян Андреевич Якубович  – сын Андрея Федоровича Якубовича, редактора первого издания знаменитого сборника Кирши Данилова «Древние русские стихотворения». С Лукьяном Якубовичем дружили Пушкин и Гоголь. На создание этого стихотворения Якубовича  вдохновила сабля, найденная археологами на Куликовом поле. Само это стихотворение, как я думаю, явилось счастливой находкой для Евгения Лукина, когда он искал материал для книги. Теперь это стало находкой и для читателя.

Не менее замечательна мало кому теперь известная баллада «Ситские курганы» Леонида Трефолева. Эта баллада – живой отклик на события 1876 года, война Сербии и Черногории против Турции. В балладе поражение Сербии на Косовом поле в 1389 году сравнивается с поражением русских князей в битве с монголо-татарской ордой на реке Сити в 1238 году. Но поражение это было отмщено на Куликовом поле.

Достойна серьезного внимания обширная статья Николая Савельева-Ростиславича «Историческое значение и личный характер Димитрия Иоанновича Донского», опубликованная в 1837 году. Многие мысли, высказанные в этой статье, остаются актуальными по сей день. Николай  Савельев-Ростиславич еще один подвижник русской культуры, преданный забвению еще при жизни. Теперь по крайней мере одно его произведение возрождено на страницах книги Евгения Лукина.

То же самое можно сказать еще об одном тексте: «Участие преподобного отца нашего Сергия в событиях 1380 года, положивших начало освобождению России от татарского ига». Автор – архимандрит Леонид. В миру Лев Кавелин. Богослов, историк, архиеограф, библиограф, писатель, переводчик, наместник Троице-Сергиевой лавры. Человек чрезвычайной образованности, наделенный многими дарованиями. Данная брошюра была издана в 1880 году по случаю празднования 500-летия со дня Куликовской битвы. Давно стала раритетом. Архимандрит Леонид пишет о великом духовном значении для России Сергия Радонежского, благословившего Дмитрия Донского и все русское воинство на битву с Мамаем, об исторической роли Троице-Сергиевой лавры для русского государства.

В числе забытых авторов, чье имя и труды возрождены в нашей памяти стараниями Евгения Лукина – Николай Троицкий, богослов, археолог, краевед, собиратель древностей, писатель. Много занимался историей Куликовской битвы. Его статья «Куликовская победа», опубликованная в 1903 году – еще одно серьезное осмысление этой исторически важной для России победы.

В 1942 году особым  откликом на Куликовскую битву  прозвучало стихотворение Дмитрия Кедрина «Дума о России». Кедрин в этом стихотворении дал панораму русской истории от Куликовской битвы до нашествия фашистких полчищ, которых ждет такой же неизбежный разгром.

Завершает книгу «Святой Димитрий Донской» драматическая поэма Евгения Лукина «Непобедимая воевода. Сказание о Донской иконе». Сюжет поэмы – событие 1591 года, когда войско крымского хана Гази Гирея осадило Москву. Тогда от страшной беды спасла Москву чудотворная Донская икона Божией Матери. По преданию эта икона была поднесена донскими казаками Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Она вела русских воинов в бой и воодушевляла на победу. (Автором иконы считается Феофан Грек либо один из мастеров его круга. В настоящее время находится в Третьяковской галерее). Перед Донской иконой молился перед походом на Казань Иван Грозный. Взял ее с собой в поход.

Образ Донской иконы сияет своим чудным ликом в русской поэзии. Как не вспомнить строки из стихотворного цикла Александра Блока «На поле Куликовом»:

 

И когда наутро, тучей черной

    Двинулась орда,

Был в щите Твой лик нерукотворный

    Светел навсегда.

 

С этими строками Блока перекликается строфа из пролога поэмы Евгения Лукина «Непобедимая воевода»:

 

Державою владея всемогущей,

Ты защити нас от беды грядущей,

А мы тебе, Владычица, и впредь

Молитвенную песню будем петь.

 

Эта драматическая поэма Евгения Лукина продолжает ряд созданных им работ, ставших либретто для ораторий и кантат: «Радонежская оратория», посвященная преп. Сергию Радонежскому к его 700-летию, композитор Владислава Малаховская (исполнялась в октябре 2014 в Большом зале Петербургской филармонии); кантата «Ксилургийский скит», к столетию русского монашества на Афоне, композитор Игорь Новиков; «Невская оратория», поэтическое либретто, вошло в книгу «Святой Александр Невский. 800лет». Новая поэма, не теряя своих литературных достоинств, также может читаться и как либретто для оратории. Она ждет своего композитора.

 Я полагаю, что книга Евгения Лукина «Святой Димитрий Донской» – важное явление в жизни русской культуры. Проделан большой труд по отысканию уникальных материалов и открытию забытых имен. Дело благое. Строго продуманным подбором  текстов и композицией книга говорит о главном, о том, что нельзя забывать – о передающемся от поколения к поколению героизме русского духа. Когда черная орда надвигается  в очередной раз, грозя поработить и истребить нашу страну, народ снова находит в себе силу сплотиться и отразить врага. С победы на Куликовом поле, как и побед в устье Невы и на льду Чудского озера начинается отсчет героического отпора нашествиям на наше отечество, отпора всем тем, кто стремится покорить и поработить нас, уничтожить наше государство и нас как нацию. Так было при монголо-татарах, так в Смуту в 1612 году, так при нашествии наполеоновских полчищ, когда шла на нас чуть ли не вся Европа, так, когда навалилась на нас механизированная гитлеровская орда. Так будет со всяким новым нашествием.

Дмитрий Донской, как и Александр Невский, навсегда останутся символом наших побед, символом самоотверженного служения родине. Дело их свято, и имена их для нас святы. Об этом и говорят в унисон голоса авторов, собранных в книге Евгения Лукина, говорят в один голос – голос России. 

1