Мария Сафарьянц: С Италией связана вся моя жизнь

Мария Сафарьянц: С Италией связана вся моя жизнь

Мария Сафарьянц – талантливая скрипачка, музыкант, прекрасно известный не только в родном Санкт-Петербурге и в России, но и во всем мире, а особенно в любимой ею Италии, где ей недавно вручили очередную награду за выдающиеся музыкальные заслуги. Сейчас Мария Саркисовна занимается подготовкой очередного фестиваля «Петербургские набережные»-2019, который начнется в первой декаде октября. Об этом и о многом другом Мария Сафарьянц любезно согласилась рассказать корреспонденту «Вечерки».

- Вы получили награду «la vita per la musica» на известном Международном музыкальном фестивале «Armonia de la sera» в Италии. Очень приятно, что именно петербургский музыкант так высоко оценен за границей. Не могли бы Вы рассказать о фестивале, о награде и об итальянской музыкальной жизни?

- Италия – это страна, с которой связана вся моя жизнь. Впервые побывала в Италии еще в студенческие годы: я тогда выступала в составе оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Когда я вышла на площадь Святого Петра в Риме, я нашла золотой крестик на шнурке. Это был добрый знак. Я взяла его в руки и поняла, что с этой страной у меня возникнет что-то хорошее. Что – еще не знала, это было первое ощущение. В принципе, так оно и получилось. В конце 80-х я получила контракт на место концертмейстера в оркестре Orchestra Internazionale d'Italia, он находился в регионе Марке. Чудесный район, как раз посередине «итальянского сапога», не север и не юг. Там сосредоточилась практически основная часть обувной промышленности Италии. Первым спонсором моего фестиваля была одна местная обувная компания. В дальнейшем, после этого скитальческого периода, вся моя деятельность связана с Санкт-Петербургом. В этом году я приехала уже не в первый раз в этот регион Италии на фестиваль «Armonia de la sera», что означает «вечерняя гармония». Это самый крупный фестиваль классической музыки в регионе Марке.

Для меня было приятной неожиданностью, когда в нынешний мой приезд мэр города вручил мне элегантный и трогательный знак отличия в виде металлической плашки, на которой красивым шрифтом выгравировано: «Марии Сафарьянц присуждается награда «la vita per la musica» - «жизнь во имя музыки». Вручение прошло в очень трогательной атмосфере, после концерта, в главном городском соборе. А прямо на площади перед этим собором были накрыты столы с домашними деликатесами. После концерта мы устроили дегустацию этих вин.

- Когда Вы вернулись сейчас из Италии в родной город, какими были Ваши первые впечатления?

- Последний концерт в Италии у меня был в Сардинии в городе Санкт-Панталео. Вернувшись, я посмотрела на наш Дрезденский оперный бал. Художественное содержание этого мероприятия оставляло желать лучшего. Громкое название, как кажется, требовало к себе и другого отношения и понимания. В России так много людей, которые могли бы это сделать это на другом уровне. Конкретизировать не буду. Почему, например, джазовый, не академический музыкант Бутман там играл совершенно иной по стилистике Вокализ Рахманинова?

- Событие сентября в городе – появление Теодора Курентзиса ‎с его оркестром. Люди готовы стреляться на дуэлях: те, кто за, и те, кто против.

- Теодора я знаю много лет. За этим стоит очень серьезный проект. Я не обсуждаю в данном случае музыкальный талант Курентзиса, который, безусловно, присутствует. Другой момент, когда его начинают позиционировать, как музыкального миссию. Ведь Петербург никогда не был музыкальной провинцией. Да, Курентзис - музыкант, который достаточно хорошо чувствует и передает ритм исполняемых классических сочинений. Есть техника, которой он пользуется, это его ноу-хау. И конечно, он имеет возможность пригласить лучших музыкантов в состав оркестра.  Мы же знаем, что Россия – страна возможностей.

- Насколько я знаю Вашу афишу фестиваля «Петербургские набережные», у Вас в начале октября будет концерт, посвященный танго. Вы можете немного рассказать об этом?

- 11 октября в Георгиевском зале Михайловского замка будет концерт-праздник под названием «Танго в императорском дворце». Приезжают мои коллеги, партнёры из Италии. Совершенно изумительный пианист, эталонный интерпретатор Баха, Андреа Бакетти, будет играть концерт Моцарта с оркестром малого состава. Я буду играть одно сочинение, «Чакону» Витали, в оркестровке, специально созданной для меня композитором Сапожниковым. Во втором отделении выступит Джанни Йорио, итальянский виртуоз и композитор. Всякий, кто неравнодушен к музыке, хотя бы однажды просто обязан услышать, как Иорио играет на бандонеоне. Он музыкант из моего круга и района Бари, который, думаю, навсегда покорит нашу публику. А дополнительным сюрпризом станет возможность посмотреть выступление танцоров аргентинского танго.

Этот романтический фестиваль все время открывает новые дворцовые и особняковые пространства, наполняет их музыкой. Например, следующий вечер фестиваля мы проведем в Особняке Сухозанета на Невском, 70 (Доме журналиста) 17 октября. Мы впервые там делаем концерт салонного типа. Будет выступать очень популярный классический гитарист из Италии Франческо Будззуро, который сыграет в своей редакции Посвящение Битлз. Концерт будет проходить при поддержке Итальянского института в Санкт-Петербурге. Я с ними дружу на протяжении уже многих лет.

- Петербург, мне кажется, настолько по-итальянски выглядит, что даже те архитекторы, кто не был итальянцем по происхождению, как например, Баженов или Воронихин, вернувшись из Италии, лепили с итальянских образцов. Поэтому для итальянцев здесь всё понятное и родное.

- Но весело здесь не только итальянцам. Фестиваль открыл этот город для многих прекрасных зарубежных музыкантов, первых лиц мировой сцены, в том числе и для Рене Флеминг, Хосе Кура (выступал и в Михайловском зале, и в Большом зале филармонии), Марсело Альваре, Стивена Кастелло, Майкла Спиреса, Брайана Химеля - это люди, которые благодаря нам узнали и полюбили город на Неве.

2 октября нас ожидает еще один великолепный концерт - в Президентской библиотеке, под названием «Посвящение Ренате Тебальди». Величайшая певица, непостижимая, у которой до появления на сцене Марии Каллас, не было соперниц. Это была эпоха великих примадонн оперной сцены. Каллас будоражила сознание и затрагивала души миллионов. А Рената Тебальди – женщина-тайна. Кьяра Таиджи была единственной ученицей, которая была с нею до конца ее жизни.

1