15 сентября: Фестивальный оркестр Бриттена-Шостаковича в БЗФ

15 сентября: Фестивальный оркестр Бриттена-Шостаковича в БЗФ

ффф

Фестивальный оркестр Бриттена-Шостаковича российские и британские молодые музыканты отправляются в первое гастрольное турне по России и Великобритании

Воскресенье 15 сентября

Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича

Воан-Уильямс Фантазии на тему Томаса Таллиса

Рахманинов Рапсодия на тему Паганини

Бриттен  Четыре морские интерлюдии из оперы «Питер Граймс»

Шостакович Симфоническая поэма «Казнь Степана Разина»

Мирослав Култышев (фортепиано)

Алексей Антонов (бас)

Хор театра Новая Опера имени Е.В. Колобова

Ян Латам-Кёниг дирижер

Вдохновившись историей великой дружбы российского композитора Дмитрия Шостаковича и британского композитора Бенджамина Бриттена, возникшей во времена Холодной войны, дирижер Ян Латам-Кёниг основал первый российско-британский оркестр – Фестивальный оркестр Бриттена-Шостаковича (BSFO), объединивший талантливых молодых музыкантов из России и Великобритании, которые отправятся в масштабное гастрольное турне по двум странам в сентябре этого года.

BSFO - общественная инициатива, получившая поддержку ведущих консерваторий. Во время первой резиденции молодым музыкантам, только начинающим свою карьеру, представится уникальная возможность участия в совместном творческом проекте. Вместе с оркестром выступят известные солисты – Илья Чирсков, Мирослав Култышев и Алексей Антонов, а также Хор театра Новая Опера имени Е.В. Колобова.

Историческое знакомство двух великих композиторов Бриттена и Шостаковича уже приводило к неожиданным международным проектам, в рамках которых обе страны смогли наслаждаться не только творениями этих гигантов музыки, но и лучше узнать музыкальные культуры друг друга. Благодаря дружбе с Мстиславом Ростроповичем, Бриттену и Шостаковичу удалось преодолеть идеологические границы времен Холодной войны.

Алан Брук Тернер, атташе по культуре Великобритании, работавший в Москве с 1962 г. до 1965 г., вспоминал:

“Вспоминая события тех дней, я должен сказать, что Бриттен сыграл значительную роль не только для истории своей родной страны, но и оставил важный след в деле разрушения границ, разделявших Запад и Восток в то время… Каждый концерт в России, на котором Слава Ростропович исполнял произведение, написанное Бриттеном специально для него («Симфония для виолончели с оркестром»), и которым дирижировал сам Бриттен, становилось историческим событием и триумфом”.

Основатель BSFO - британский дирижер Ян Латам-Кёниг, главный приглашенный дирижер Новой Оперы имени Е.В. Колобова, ведущего оперного театра Москвы. Латам-Кёниг - первый и единственный британский дирижер, стоящий во главе художественного руководства российского театра.

Ян Латам-Кёниг объясняет:

“Увлечение российских композиторов английской литературой, в особенности Шекспиром, не ослабевало даже за железным занавесом. Прокофьев вдохновился на создание одного из своих самых популярных балетов - «Ромео и Джульетты» - а Шостакович написал непревзойдённую партитуру к легендарному фильму «Гамлет» Григория Козинцева. Я счастлив, что мы создали первый британо-российский оркестр в честь дружбы вопреки обстоятельствам: языковой барьер, с которым столкнулись Бриттен и Шостакович, был самой малой из препон. Работа по высоким художественным стандартам с талантливыми музыкантами будет способствовать упрочению взаимоотношений в сфере культуры между нашими великими странами».

Работа оркестра начнется в сентябре 2019 с недельной резиденции в Парке науки и искусства «Сириус» в Сочи, где музыканты будут репетировать под наставничеством профессиональных музыкантов из лучших оркестров и оперных театров.

Для оркестра были отобраны 86 музыкантов из ведущих консерваторий и музыкальных учреждений в России и Великобритании: Королевская академия музыки (Лондон), Королевский музыкальный колледж (Лондон), Гилдхоллская школа музыки и драмы (Лондон), Уэльский королевский колледж музыки и драмы (Кардифф), Королевская консерватория Бирмингема, Королевский северный колледж музыки (Манчестер), Королевская консерватория Шотландии (Глазго), музыкальный факультет Оксфордского университета, Московская государственная консерватория, Музыкальная академия им. Гнесиных (Москва), Институт имени М.М. Ипполитова-Иванова (Москва), Санкт-Петербургская государственная консерватория и Ростовская государственная консерватория.

В программе оркестра – Сюита для эстрадного оркестра в восьми частях Шостаковича и Четыре морские интерлюдии из оперы «Питер Граймс» Бриттена. Также будут исполняться шедевры русской и английской музыки: «Взлетающий жаворонок» и «Фантазии на тему Томаса Таллиса» Воана-Уильямса, Сюита из балета «Ромео о Джульетта» Прокофьева и «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова.

BSFO выступит в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского где проходили премьеры многих произведений Прокофьева и Шостаковича. В Москве и Петербурге оркестр представит публике редко исполняемую симфоническую поэму Шостаковича «Казнь Степана Разина» (бас Алексей Антонов) с хором театра Новая Опера, главный дирижер которой – Ян Латам-Кёниг.

Участие в проекте бесплатное для музыкантов оркестра, проект осуществляется при поддержке Роснефти и BP. BSFO был создан в рамках Года музыки Великобритании и России 2019, отмечаемом в этом году.

Как сказал Бенджамин Бриттен в интервью в 1963 году,

“Русских и британцев на протяжении многих лет объединяет дружба и симпатия. Не стоит судить об англичанах по тому, что печатают в наших газетах. Мы глубоко уважаем советское искусство. Советские артисты и спектакли стали неотъемлемой частью нашей музыкальной жизни. Мы бы хотели, чтобы и вы знали наше искусство».

Дружба, объединившая диаметрально противоположные миры

Бенджамин Бриттен и Дмитрий Шостакович познакомились на гастролях Заслуженного коллектива России симфонического оркестра Ленинградской филармонии в Королевском фестивальном зале в Лондоне в 1960 году, на которых состоялась британская премьера Первого виолончельного концерта Шостаковича в исполнении Мстислава Ростроповича.

На протяжении долгого времени они восхищались творчеством друг друга: Бриттен вдохновился на создание «Питера Граймса» после прослушивания «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в 1935г. Позже, в 1963г., Бриттен напишет: «Многие годы ваша работа и жизнь служили для меня примером – мужества, достоинства и чуткости».

Хотя напряженность во взаимоотношениях между СССР и Великобритании существенно осложняла возможность личной встречи композиторов, их дружба продолжалась на расстоянии. Они регулярно обменивались партитурами и записями через посредников. Главными среди них были сам Ростропович и его жена Галина Вишневская - вчетвером они образовали сплочённый квартет друзей, преодолевающий видимые границы. В 1961 в Ковент-Гардене была исполнена «Катерина Измайлова» Шостаковича, вторая редакция оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Бриттен тогда написал своему другу-композитору:

“Мой дорогой Дмитрий Шостакович! Наш дорогой друг Слава гостил у нас два дня, он привезет Вам от меня эту записку-благодарность за Ваше замечательное письмо. Я был очень огорчен, что не смог поприветствовать Вас в числе тысяч других англичан на спектакле «Катерины». Вы знаете, как сильно я люблю эту оперу и как я рад, что здесь её полюбили многие».

При советской власти выезжать на заграничные гастроли музыкантам было непросто, и это препятствовало осуществлению творческих планов Шостаковича, Ростроповича и Вишневской. В этих условиях Бриттен использовал любую возможность съездить в Россию и обогатить свои знания о ее культуре. Во время послесталинской оттепели при поддержке Ростроповича и советских властей, Бриттен был приглашен в Россию в 1963 году для участия в Фестивале Английской музыки; на следующий год он вернулся с гастролями Английской оперной группы и продирижировал тремя своими операми. С 1963 по 1966 Бриттен и Шостакович виделись шесть раз на территории Советского Союза.

Сотрудничество с Шостаковичем, Ростроповичем и Вишневской несомненно оказало влияние на творчество Бриттена: от «Военного реквиема» (который задумывался для исполнения Вишневской) и вокального цикла на русском языке «Эхо поэта» до его возвращения к инструментальным композициям, где особое место занимают виолончельные произведения, написанные для Ростроповича.

Бриттен посвятил Шостаковичу своего «Блудного сына», а Шостакович ему – Симфонию № 14. Бриттен дирижировал первым исполнением Симфонии за пределами России на фестивале в Олдборо в 1970 г. Газета Таймс писала, что “Все в зале видели и слышали, что Бриттен дирижирует произведением, которое глубоко тронуло его сердце, и работа над которым принесла ему огромное удовольствие”.

Шостакович посетил дом Бриттена в Олдборо лишь однажды, в 1972 году, тогда он мог внимательно изучить первые черновики «Смерти в Венеции» Бриттена. В интервью газете Таймс Шостакович сказал: «Я люблю [Бриттена] как человека и музыканта… Я особенно восхищаюсь его талантом и тонкостью восприятия. Мы слишком редко встречаемся.” Когда Бриттен узнал о смерти Шостаковича, в память о нем о сказал: “Он был величайшим композитором, которого мне посчастливилось знать».

Справка

Фестивальный оркестр Бриттена-Шостаковича

Фестивальный оркестр Бриттена – Шостаковича – это уникальный российско-британский коллектив, объединяющий молодых музыкантов, студентов из консерваторий Российской Федерации и Соединенного Королевства для участия в совместном творческом проекте. Ожидается, что деятельность оркестра будет развиваться и выступления оркестра станут ежегодным событием в музыкальном календаре обеих стран. Цель создания этого оркестра – поддержка динамично развивающегося культурного сотрудничества, в котором молодые музыканты из России и Великобритании получают возможность ежегодно собираться вместе для репетиционной работы и серии гастрольных концертов.

Основатель BSFO - британский дирижер Ян Латам-Кёниг, Главный приглашенный дирижер театра Новая Опера имени Е.В. Колобова в Москве. Латам-Кёниг - единственный британский дирижер, возглавивший художественно-творческую коллегию российской культурной организации, российского театра.

Прослушивания музыкантов проходили с марта по начало мая 2019 года при поддержке и содействии ведущих консерваторий и музыкальных образовательных учреждений России и Великобритании. Было получено много заявок от талантливых музыкантов - студентов или молодых специалистов - из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Лондона, Манчестера, Бирмингема, Глазго и Кардиффа.

Оркестр состоит из равного числа британских и российских музыкантов, у которых будет возможность получить бесценный музыкальный и культурный опыт. Концерты в России и Великобритании станут для большинства музыкантов первым опытом подобного международного музыкального сотрудничества и возможностью выступить в обеих странах.

Оркестр выражает благодарность Фонду Бриттена – Пирса и госпоже Ирине Шостакович за согласие на использование имен Бриттена и Шостаковича, а также благодарит за патронаж Его Королевское Высочество принца Майкла Кентского, госпожу Ирину Шостакович и  маэстро Юрия Темирканова.

Создание Фестивального оркестра Бриттена – Шостаковича приурочено  к  проведению Перекрестного Года музыки России и Великобритании 2019, культурной инициативе двух великих держав. 

Ян Латам-Кёниг

Художественный руководитель

Ян Латам-Кёниг – основатель и художественный руководитель фестивального оркестра Бриттена–Шостаковича. С апреля 2011 года он занимает должность главного приглашенного дирижера Новой Оперы имени Е.В. Колобова в Москве. В 2013 году он возглавил художественно-творческую коллегию театра. Ян Латам-Кёниг - первый и единственный британский дирижер, возглавивший художественное руководство российского театра.

Ян Латам-Кёниг учился в Королевском музыкальном колледже в Лондоне. Свою музыкальную карьеру он начал как пианист, но в 1982 решил полностью посвятить себя дирижированию. Выступал с крупнейшими европейскими оркестрами. С 1989 по 1992 годы Ян Латам-Кёниг являлся музыкальным руководителем Оркестра Порто, который он основал по просьбе португальского правительства.

Как оперный дирижер Ян Латам-Кёниг с успехом дебютировал в 1988 году на сцене Венской государственной оперы, продирижировав оперой «Макбет» Дж. Верди. С 1991 он стал постоянным приглашенным дирижером театра, где под его музыкальным руководством было исполнено около ста спектаклей. Он постоянно сотрудничает с ведущими оперными театрами Европы: Ковент-Гарден, Опера Бастиль, а также с оперными театрами Берлина, Гамбурга, Рима, Лиссабона и Сантьяго (Чили).

С 1997 по 2002 годы Ян Латам-Кёниг — музыкальный руководитель Филармонического оркестра Страсбурга и одновременно Рейнской национальной оперы (Страсбург). В 2005 маэстро был назначен музыкальным руководителем Театра Массимо в Палермо. Он первый английский дирижер, занявший такую должность в одном из крупнейших итальянских театров. До этого он занимал пост главного приглашенного дирижера Римской оперы.

C 2007 по 2010 Ян Латам-Кёниг был музыкальным руководителем Муниципального театра Сантьяго (Чили). В разные годы он был музыкальным руководителем Филармонического оркестра Вроцлава (Польша), фестиваля ораториальной музыки во Вроцлаве; художественным руководителем Филармонического оркестра молодых исполнителей им. Л. Яначека и Международного фестиваля искусств в Монтепульча­но (Италия), главным приглашенным дирижером Туринского театра Реджо; художественным руководителем Филармонического оркестра Национального автономного университета Мехико (Мексика, 2012–2015). С 2013  является художественным руководителем Симфонического оркестра Фландрии (Бельгия).

Ян Латам-Кёниг — музыкальный руководитель таких спектаклей в Новой Опере как «Тристан и Изольда» Р. Вагнера, «Трубадур» Дж. Верди, «Дитя и волшебство» М. Равеля, «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, «Саломея» Р. Штрауса. Он также дирижирует операми «Набукко» и «Риголетто» Дж. Верди, «Князь Игорь» А.П. Бородина.

В январе 2010 под управлением Яна Латама-Кёнига прозвучал «Военный реквием» Б. Бриттена в рамках VI Международного фестиваля «Крещенская неделя в Новой Опере». В январе 2014 в рамках Крещенского фестиваля в Новой Опере прозвучали сюиты У. Уолтона из музыки к фильмам Лоуренса Оливье «Генрих V» и «Гамлет», а также музыка к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона. В августе 2014 маэстро продирижировал оперой Б. Бриттена «Поворот винта» в рамках Перекрёстного года России и Великобритании (постановка Оперного театра Северной Ирландии). Маэстро дирижировал московской премьерой «Поругания Лукреции» Бриттена. В 2017 году Новая Опера представила премьеру оперы М.С. Вайнберга «Пассажирка».

Участвовал в гастролях театра Новая Опера в Израиле (Тель-Авивская Опера), Великобритании (Английская национальная опера, Лондон), Германии (Международный майский фестиваль в Висбадене), Эстонии (концертные залы городов Тарту, Таллинн, Нарва), Китае (Большой театр Шанхая), на фестивале Брукнера в Линце, Ирландии (Bord Gáis Energy Theatre, Дублин) и на фестивале UK’s Grange Park Opera, где в 2018 году была представлена премьера новой оперы «Пушкин». Под управлением Яна Латама-Кёнига труппа Новой Оперы исполнила оперы «Травиата» Дж. Верди и «Богема» Дж. Пуччини на 63-м Международном фестивале Пуччини в Торре-дель-Лаго (Италия, 2017).

Ян Латам-Кёниг три раза номинировался на престижную российскую премию «Золотая Маска» в номинации «Операабота дирижера». В 2014 году он получил «Золотую маску» за работу над оперой «Тристан и Изольда», которая была впервые исполнена в Москве. Театр Новая Опера был номинирован в категории «Лучший оперный театр года» на международную премию Opera Awards в 2015, а в этом году - в категории «Лучший оперный оркестр».

Ян Латам-Кёниг - востребованный дирижер. Он сотрудничает с ведущими оркестрами по всему миру и часто выступает с оркестрами Италии: Театра Коммунале (Флоренция), RAI (Турин), Академии святой Чечилии (Рим). В качестве приглашенного дирижера маэстро недавно выступал в Японии — с камерным оркестр-ансамблем города Канадзава, Новым Японским филармоническим оркестром и Токийским столичным симфоническим оркестром, а также в Китае — с Пекинским симфоническим оркестром, филармоническими оркестрами городов Ханчжоу и Циндао. Он дирижировал Филармоническим оркестром Радио Франции, Симфоническим оркестром Берлинского радио, Дрезденским филармоническим оркестром и Лос-Анджелесским филармоническим оркестром. 

 Ян Латам-Кениг обладает обширной и разнообразной дискографией, состоя­щей из более чем 40 компакт-дисков.{jcomments on}

1