Музыки мира прозвучали на Фонтанке

Санкт-Петербургский Дом музыки приглашает: афиша на 5-18 августа 2019 года

Музыки мира прозвучали на ФонтанкеНе знали, на что надеяться, но все же обошлось без большого дождя: разве что пару раз слегка накрапывало. Но страх перед стихией все же несколько сократил количество любителей этномузыки, пришедших в выходные 10-го и 11-го августа на парадный двор Шереметевского дворца на Фонтанке.

Там при поддержке Комитета по культуре проходил уже четвертый по счёту Санкт-Петербургский международный этнический фестиваль «Музыки мира», организованный, как и раньше, Санкт-Петербургским государственным Музеем театрального и музыкального искусства.

В программе уже традиционно – этно-рок-, этно-джазовые и этно-электронные группы, пересказывающие на современном музыкальном языке народную музыку разных краев и республик нашей необъятной родины и некоторых сопредельных с Россией стран. В руках мастеров звучали, в том числе, и этнические инструменты из богатейшей коллекции Музея музыки.

Мы с фотографом подошли около трех часов дня субботы, 10-го. Слева от входа на специально построенной для этого сцене распевалась и разыгрывалась петербургская группа Mama Nature band, созданная хорошо известным в нашем городе флейтистом и изобретателем Денисом Кащеевым в сотворчестве с не менее известной и замечательной арфисткой и художницей Станиславой Малаховской. Публика постепенно собиралась, и к началу их концерта в 16.00 на лужайке перед сценой уже нельзя было найти ни одного свободного кресла. Микрофоны и динамики, на мой взгляд, были лишними: они увеличивали громкость, но искажали живые тембры звука – пространство парадного двора заполнялось бы солистами Mama Nature band и без искусственных усилителей. А так звук долетал, наверное, и до другого берега Фонтанки, и до Невского, теряя, однако, при этом в качестве.

Наше внимание, тем временем, привлек очень колоритный убеленный сединами стройный музыкант с бородой и в синей клетчатой рубахе, который в одном из небольших павильонов-беседок наигрывал на очень специфической достаточно длинной деревянной флейте. Вокруг столика сидели ещё люди, очевидно, посетители фестиваля. Некоторые из них барабанными палочками с шаровидными войлочными наконечниками пытались извлекать слегка потусторонние «ангельские» звуки из металлических дисковидных инструментов, по форме напоминающих раздувшиеся сковородки разных размеров. Называются эти инструменты «глюкофоны» - от немецкого das Glueck, что означает «счастье» и древнегреческого «phonos» - звук.

Максим Богданов – так звали музыканта с флейтой в руках – любезно согласился рассказать нам о своей флейте, глюкофонах и о том, как музыка может человека излечивать и делать его счастливым:

- Инструмент, на котором я сейчас играл – это простейшая обертоновая флейта, которая называется «калюка». Она же – ритмофлейта, русская обрядовая флейта или травяная дудка. Неподготовленному уху ее звук может показаться резковатым, но я с моим другом психиатром при помощи нехитрого энцефалографа замерял воздействие этой флейты на мозговую деятельность нескольких людей, согласившихся принять участие в нашем эксперименте. Мозговая активность под влиянием игры на калюке у всех испытуемых успокаивалась, волнение, присутствующее, как правило, в обыденной жизни, проходило. Примерно также факир воздействует на сознание змеи. А психо-био-физическая система животного и человека на деле имеет больше сходств, чем различий.

При помощи других инструментов и вот этих глюкофонов, на которых вы сейчас играете свою музыку, я провожу целебные гонг-медитации. Кто-то может не поверить, но вот у меня была девочка из Перми, которая после одной такой гонг-медитации избавилась от шишки на позвоночнике, и позвоночник распрямился. У массажистки, которая увидела это, глаза полезли на лоб. И таких примеров у меня немало: один мальчик играл каждый день на такой калюке, и у него ушла многолетняя боль в спине. Все эти люди продолжают мне писать, общаться со мной, теперь все они – мои друзья!

Глюкофон в переводе означает «звук счастья». А счастье к человеку приходит когда? Когда наш ум приходит в состояние покоя. Если спросить человека, чего он хочет, то даже если он хочет завоевать весь мир, конечный результат его желаний – покой. Завоевал и успокоился.

Я сам, конечно же, попробовал поиграть палочками на глюкофоне – оказалось не так просто, как это представлялось со стороны. У маэстро Максима Богданова получалось гораздо убедительнее, хотя он и утверждал, что техника игры на глюкофоне доступна чуть ли не грудным младенцам. Но какое-то чувство умиротворения от всего этого музицирования действительно исходило.

- В ходе музицирования на глюкофоне мы начинаем себя исЦЕЛять, то есть возвращать себе изначальную ЦЕЛЬность нашей природы, в ходе различных стрессовых ситуаций подвергающейся в течение жизни расколу, дефрагментации - продолжил музыкант, - Игра на глюкофоне отключает поток мысли, лишнюю ментальность, включает сердце и избавляет нас от того самого «горя от ума», о котором писал русский классик.

Максим Богданов нам рассказал еще много интересного, а затем мы направились далее и смогли оценить и насладиться игрой и пением и очень известных, и совсем новых коллективов.

В марафоне концертов на открытом воздухе выступили прославленные молдаване Zdob si Zdub, новые этно-рокеры из Тывы Khoomei Beat, этно-джазовые москвичи Seven Eight Band, приведшие в восторг петербургскую публику на прошлом фестивале. Дебютом фестиваля-2019 стало выступление электронного дуэта из Латвии ZeMe с виртуозной исполнительницей на национальных гуслях-кокле Лаймой Янсон. Самые экстравагантные группы фестиваля – Khoomei Beat, ZeMe и Cengi («Джанги») провели увлекательные творческие встречи в белом зале Шереметевского дворца в воскресенье 11 августа.

В итоге «Музыки мира’19» закончились при полном аншлаге.{jcomments on}

1