В гости к старцу Григорию – welcome!

В гости к старцу Григорию – welcome!

В гости к старцу Григорию – welcome!В квартире № 20, во дворе дома с круглым тёмно-коричневым эркером на парадном фасаде над подворотней по адресу Гороховая, 64 открыт мемориальный музей-квартира Григория Распутина – одного из самых колоритных и известных в мире исторических персонажей российской императорской столицы начала прошлого столетия. На сегодняшний день попасть в музей-квартиру, осмотреть довольно скромную пока ещё экспозицию и послушать часовую экскурсию можно, только предварительно заказав её у гидов Дома культуры Льва Лурье на сайте http://rasputin.art. Постоянного открытого доступа в музей-квартиру нет.

То, что в Санкт-Петербурге до недавнего времени не было музея-квартиры Григория Ефимовича Распутина-Новых – факт из ряда вопиющих и мало объяснимых с точки зрения обыкновенного здравого смысла. Петербург без Распутина – это как Трансильвания без замка графа Дракулы или пражский кремль Градчаны без дома Кафки. Квартира Распутина давно уже должна была бы быть одним из главных туристических объектов города наряду с Эрмитажем, Исаакиевским собором и стрелкой Васильевского острова.

Rasputin – вообще один из самых известных в мире российских брендов наряду с Ivan The Terrible, Peter The Great & Lenin: водка, голливудские фильмы, песня Boney M, которую поют все – от стариков до младенцев, одна из последних ролей великого Жерара Депардьё… Представьте себе прекраснодушного розовощекого американца в ковбойской шляпе из какого-нибудь Далласа, приехавшего в Петербург ради легендарного Rasputin. Да, его отведут во Дворец Юсуповых на Мойку, но это место убийства! А жил-то Rasputin где, спросит наивный техасский Билли во фланелевой рубашке в клеточу и в шляпе с полями!

Как представить себе имперскую столицу и двор 1900-10-х годов, Петроград военных лет без – для кого-то проклятой и зловещей, а для кого-то спасительной и пророческой – фигуры старца Григория, «старца», которому на момент его гибели не исполнилось ещё и пятидесяти?

В гости к старцу Григорию – welcome!«Распутинщина», дух хлыстовства витал в атмосфере эпохи. Симфонии в прозе и роман о хлыстовских радениях «Серебряный голубь» Андрея Белого, «Поэма экстаза» Александра Скрябина, жизне- и богостроительство Мережковского, Гиппиус и Философова, «Незнакомка» и «Пузыри земли» Блока – всё это пронизано напряженным эротизмом, понятым в религиозном ключе. Распутин с его любовью к тактильному контакту с девушками и женщинами во имя духовного и телесного исцеления был в этом смысле не исключением, а правилом. Правило гласило: мир должен быть оправдан весь, чтоб можно было жить! (Константин Бальмонт). Оправдан грех, оправдана плоть, оправдана даже похоть плоти – всё! Русскими модернистами по следам Шарля Бодлера ставился акцент на плотские чувства, на тело, но не в смысле бездушной материи, а в смысле естества, пронизанного духовными токами.

- Там молнией мелькнёт Господь/В трепещущие мглой мгновенья,/Когда взволнованную плоть/Пронзает судорога наслажденья! (Валерий Брюсов).

- И так прозрачен мир вокруг, что за стволами – некий Бог! (Иван Коневской).

Парадоксальным образом музей-квартира Распутина открыт не российским Минкультом, а частным лицом. Петербургский предприниматель, энтузиаст, по образованию инженер-строитель, большой знаток русской истории, истинный патриот и горячий поклонник старца Григория Дмитрий Филатов на собственный средства стал постепенно выкупать у жильцов коммуналки части квартиры № 20 под мемориальный музей.

дмитрий филатов, михаил пашаевХотя, может быть, это и к лучшему: музей начинается как подлинно народный, а не «спущенный сверху» по разнарядке к очередному юбилею. На протяжении столетия, прошедшего со дня гибели Распутина, последнее место жительства старца Григория для многих его поклонников стало местом паломничества также, как, например, «нехорошая квартира» № 50 на Большой Садовой 302-бис из «Мастера и Маргариты» в Москве для фанатов мистического романа.

На сегодняшний день в экспозиции задействованы коридор, кухня и одна комната, выходящая окнами во второй типично петербургский двор-колодец – это бывший кабинет старца, в котором он вел прием нескончаемых посетителей. Аутентичной является также лестница, ведущая на третий этаж: на ней стояли и сидели ходоки всех сословий. Григорию Ефимовичу неоднократно предлагалось ранжировать просителей по сословиям, но он категорически отказывался это делать, и потомки столбовых дворян ждали, когда старец отпустит грехи и недуги очередному потомку холопов.

Выкуплена также комната, где жили две дочери старца – Матрена и Варвара, но она пока ремонтируется. В бывшей спальне Григория Ефимовича живет художник Александр Думченко, также являющийся поклонником старца, остальные две комнаты на сегодняшний день сдаются в аренду. Именно по этой причине, очевидно, пока что возможно только посещение доступных частей квартиры. Открытие полноценного мемориального музея, будем надеяться, впереди.

К оригинальным деталям, помимо сохранившейся с начала прошлого века лестницы и перил, внутри самой квартиры относятся: дверные и оконные ручки, подоконники, дверная цепочка и крюк на двери черного хода, полы, деревянная перегородка на кухне, за которой жили племянницы старца, и одна из них слышала последний разговор Распутина с Юсуповым той самой роковой ночью с 30 на 31 декабря 1916 года.

Сундук, стулья, письменный стол и буфет, находящиеся в кабинете Распутина – не его собственные, но аутентичные предметы эпохи.

«Покуда я жив, будет жить и династия» - эти слова Григория Распутина, к несчастью для России, оказались пророческими.

Ночью 30 декабря 1916 года из квартиры 20 по Гороховой, 64 в последний раз в жизни по черной лестнице спустился русский крестьянин, провидец и целитель, друг и исповедник императорской семьи, страстный молитвенник и паломник Григорий Ефимович Распутин. С ночи его убийства до краха империи и начала ущерба династии Романовых прошло ровно два месяца. Но даже мертвый Распутин не давал покоя врагам Российской Империи и русского народа.

В гости к старцу Григорию – welcome!В первые же дни бесславного правления Временного правительства его тогдашний министр юстиции Керенский, не найдя более важных для воюющей страны дел (!!!), приказал организовать уничтожение тела старца, выкопав его из могилы в Царском селе. Несколько дней гроб с останками простоял в специальном вагоне, а затем труп Распутина был сожжён ночью 11 марта на территории Политехнического института.

Надо полагать, юрист Керенский и его подельники, ради укрывательства убийц и уничтожения улик занимаясь юридическим беспределом в смысле осквернения могилы и уничтожения мертвого тела, навряд ли думали, что через 102 года после их злодеяний в Санкт-Петербурге будет создан мемориальный музей русского старца Григория Ефимовича Распутина. {jcomments on}

1