Ольга Котлярова: изначально орган – церковный инструмент

Ольга КотляроваОльга Котлярова (www.kotlyarova.narod.ru) выпускница Санкт-Петербургской консерватории по классам фортепиано (нар. арт. России проф. Е. Мурина), органа (засл. арт. России доц. Т. Чаусова) и клавесина (доктор искусствоведения проф. И. Розанов). В настоящее время - аспирантка СПб консерватории, член Союза концертных деятелей России, солистка «Петербург-концерта».
Лауреат Всероссийского конкурса пианистов им. Серебрякова (I премия, Волгоград), Конкурса грантов «Музы Петербурга» (I премия, СПб), Конкурса камерных ансамблей им. Бетховена (II премия, СПб), Международного конкурса «Надежды, таланты, мастера» (I и II премии, Болгария), Международного конкурса органистов им. Таривердиева (спец. премия «Надежда Отечества», Калининград), Международного конкурса пианистов им. Дурле (I премия, Бельгия), Международного конкурса «Австрийская барочная академия» (II премия, Австрия). Сегодня Ольга любезно согласилась ответить на наши вопросы.

Ольга, рядовому слушателю отличить органную фугу Пахельбеля от органной фуги Баха непросто. Скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, добаховская полифоническая музыка серьезно отличается от полифонии Баха? И почему Вы обратились именно к творчеству Иоганна Пахельбеля?

- Прежде всего, стоит отметить, что изначально орган – церковный инструмент. Историческим предназначением органиста было сопровождать церковную службу, помогая прихожанам исполнять мелодии хоралов и разделяя органными импровизациями основные части церковной мессы. Вся органная музыка того времени строилась по определенным законам и правилам, которые определялись особенностями церковной службы.  Фигура Иоганна Себастьяна Баха стоит особняком в истории не только органного репертуара, но и всей мировой музыкальной литературы в целом. И до его появления в среде музыкантов-органистов были попытки расширить границы органного музицирования, но в творчестве Баха произошел окончательный перелом органной музыки на церковную и светскую. Поэтому совершенно неудивительно, что многим слушателям, в том числе даже и профессиональным музыкантам, не всегда удается отличить стиль одного композитора той эпохи от другого. Тем не менее, не могу с Вами согласиться относительно творчества Иоганна Себастьяна. Его произведения вряд ли можно спутать с сочинениями более ранних композиторов. Иной стиль, законы построения формы, масштаб, в конце концов…

Творчество Иоганна Пахельбеля – определенная веха в истории развития органной литературы. И не случайно, в рамках цикла «Всемирная история органной музыки», который проводит в Капелле профессор В. А. Шляпников, личности этого композитора и его ученикам посвящен отдельный концерт. В моем репертуаре имя Иоганна Пахельбеля занимает почетное место, но для этого концерта ряд произведений я выучила специально, чтобы наиболее полно отобразить особенности его стиля, атмосферу времени и колорит так называемой «среднегерманской» органной школы.

По-моему, Вы очень выразительно и высоко художественно передали атмосферу эпохи барокко. Я закрывал глаза и мне казалось, что я нахожусь не в петербургской капелле, а в готическом соборе, в Вашей игре прямо возникали стрельчатые своды, высокие башни и длинные готические шпили. А чем для Вас является эпоха барокко?

- Боюсь, на этот вопрос невозможно ответить кратко. Для многих эпоха барокко – это то, с чем вообще ассоциируется органная музыка. Для меня это синтез самых разных и подчас контрастных образов того времени: правление Людовика XIV, открытия Галилея, учение Коперника, творчество Караваджо и Рубенса, версальские сады, парики и корсеты…  При этом следует обратить внимание, что музыкой барокко принято называть творчество композиторов в период 1600 – 1750 годов, т.е. отчасти соответствующее и эпохе Возрождения. Валькеровский орган Капеллы – несомненно, романтический инструмент, но его широчайшая регистровая палитра дает невообразимые возможности органисту передать особенности самых разных стилей и эпох. Несменный органный мастер Ю. С. Пронцкетис не только поддерживает инструмент в должном виде, но и дает ценные советы  исполнителям по использованию ресурсов органа.

Вы упомянули Людовика XIV, который дружил с Жаном-Батистом Люлли, но, мне кажется, что музыка Пахельбеля - это как раз музыка политических и, быть может, эстетических оппонентов короля-солнце. К слову, мой педагог по фортепиано, к сожалению, ныне покойный Олег Иванович Исаков, подготавливая меня к творчеству Баха, говорил, что его музыку, впрочем, как и практически всю музыку его времени возможно воспринимать только в контексте христианской религиозности. Грубо говоря, что атеист не сможет адекватно воспринять и тем более сыграть эту музыку. Что Вы думаете по этому поводу?

- Пожалуй, я не взялась бы категорично утверждать, что это так… Прежде стоило бы разобраться в понятиях: что есть христианство и что есть атеизм. Не секрет, что духовная составляющая человечества в целом с каждым годом нивелируется. Подчас воцерковленный христианин, внешне ведущий праведный образ жизни, в душе глубоко грешен и даже не подозревает об этом. Его христианство направлено, прежде всего, на соответствие христианским канонам и соблюдение церковных обычаев, однако его внутренний мир живет своей параллельной жизнью. Есть и другие, ищущие смысла жизни, истинной духовности, но в своих философских поисках не причисляющие себя к церкви непосредственно. Музыка – это язык, с помощью которого музыкант говорит со слушателем (подобно картине для художника, скульптуре для скульптора и т.д.). Любой музыкант, говоря с аудиторией, передает ей свои мысли, свое мироощущение, свою культуру и воспитание. Зная своих коллег, я не раз ловила себя на том, что, закрыв глаза на каком-либо сборном концерте, всегда с точностью угадываешь исполнителя. Какой бы стиль, эпоху, жанр не исполнял музыкант, его подчерк всегда будет выдавать в нем его самого. В связи с этим мне кажется, что суть христианской музыки, в том числе и произведений Иоганна Себастьяна, по-настоящему может передать только высоко духовная личность.       

Ольга, расскажите, пожалуйста, о Ваших вкусах и предпочтениях в разных областях искусства. Какую музыку Вам больше нравится играть сейчас, нужны ли Вам при исполнении для создания художественного образа какие-то ассоциации из мира живописи, архитектуры, литературы, танца и т.д.?

- Мне часто задают вопрос, «какую музыку вы любите играть?» Я всегда отвечаю, что люблю всю ту музыку, которая составляет основу моего репертуара. Поскольку, как правило, придумываю свои программы самостоятельно, то и обращаюсь именно к тем произведениям, которые мне близки и интересны. Заинтересовавшись в свое время эпохами средневековья и барокко, начала заниматься органом и клавесином. Мои педагоги всегда чутко реагировали на мои желания и предпочтения, не навязывая те или иные пьесы. Доцент специальной музыкальной школы г. Воронежа А. В. Дубовик, к которому я перевелась из одноименной школы г. Ташкента, всегда отзывчиво относился к моим творческим предложениям, тем самым, развивая мой музыкальный вкус. Учителя по органу и клавесину в Санкт-Петербургской консерватории доцент Т. М. Чаусова и профессор И. В. Розанов направляли меня, советовали, учили правилам и отступлениям от них. Профессор Е. А. Мурина, в фортепианном классе которой я учусь и по сей день в качестве аспирантки, с уважением относится к моим разнообразным интересам, занимается со мной Творчеством с большой буквы.
Наверное, искусство немыслимо без ассоциативных связей. Нередко, занимаясь конкретным произведением, я обращаюсь к литературе той эпохи, живописи и т.д.. Бывает и наоборот, когда ассоциации сами находят меня, происходит бессознательная связь времен, явлений, событий…

Каковы Ваши ближайшие творческие планы? Как и где можно купить Ваши записи?

- Вот уже почти два года я работаю в «Петербург-концерте» (бывшем знаменитом «Ленконцерте»). Уже второй сезон на основной концертной площадке «Петербург-концерта» в Доме Кочневой я веду несколько абонементных циклов. В своих программах я стараюсь осветить различные стороны клавирного искусства, обращаюсь к фортепианной, клавесинной и органной музыке. Благодаря творческому подходу нашего директора Е. Е. Колчина была осуществлена реставрация великолепного концертного клавесина «Виербах», в ближайшее время планируется покупка нового органа. В следующем сезоне состоятся новые концерты с участием этих замечательных инструментов, летом планируются выступления на историческом органе-позитиве в Меньшиковском дворце, а осенью – большой сольный фортепианный вечер в Малом зале филармонии. Обо всех своих творческих планах я всегда оповещаю моих поклонников на сайте www.kotlyarova.narod.ru. Мои компакт-диски можно приобрести в Доме Кочневой, на моих концертах, в Интернет-магазинах и магазинах города.

Вопросы задавал Вячеслав КОЧНОВ {jcomments on}

1