Ольга Котлярова, Иоганн Пахельбель и другие в петербургской Капелле

Иоганн ПахельбельПравильно и мудро поступил тот, кто по-осеннему ненастный вечер 14 мая решил провести, слушая божественные звуки органа, в Капелле. Пока над петербургскими крышами разыгрывался очередной акт бури, в Капелле царили мир, покой, гармония и красота.
Надпись на афише гласила «Четверг 14 мая 2009 года, 5-й концерт ПЯТОГО  абонемента «ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ОРГАННОЙ МУЗЫКИ», Среднегерманская органная школа, «Иоганн Пахельбель и его ученики».
Содержание концертной программы многим могло показаться специфическим. Каюсь, я тоже не мог вспомнить сразу, кто такой Иоганн Пахельбель. Припоминалось только, что такое имя я встречал на виниловых дисках и CD вроде «Органная музыка И. С. Баха и его предшественников», но ни звука музыки Пахельбеля в моей памяти не содержалось.              

Я заглянул в И-нет, в Википедию, где прочел, что «Пахельбель родился в Нюрнберге и был крещён 1 сентября 1653 г.; в июне 1678 г. получил должность органиста в эрфуртской Predigerkirche, где проработал 12 лет, заслужив репутацию самого совершенного органиста и композитора своего времени»; что «Пахельбель стал одним из самых известных немецких композиторов во время работы в Эрфурте, а с 1690 г.; был придворным органистом и музыкантом при Вюртембергском дворе в Штутгарте под патронажем герцогини Магдалены Сибиллы, откуда вскоре вынужден был бежать из-за угрозы французского вторжения…что «когда 20 апреля 1695 г. умер бывший учитель Пахельбеля и органист церкви св. Себальда Георг Каспар Веккер, городские власти настолько хотели, чтобы вакантное место занял Пахельбель, что, вопреки обычаю, не устраивали конкурса, а направили ему официальное приглашение. Пахельбель согласился и вернулся в Нюрнберг летом 1695 г., где и прожил весь остаток жизни (умер 3 марта 1706 года, когда Иоганну Себастьяну Баху был без трех недель 21 год; Генделю, который был старше Баха на месяц, тогда уже исполнился 21 год, и он уже был автором двух своих первых опер, а Жану-Филиппу Рамо оставалось полгода до 23-летия, и он, в 18 лет покинув родной Дижон, совершенствовал свое музыкальное образование в Милане).
Я понимал, что эта музыка будет похожа на музыку Баха, но многое, если не все будет зависеть от исполнителя, а точнее,  исполнителей (органистка + трубач и гобоист).
И на сей раз мне и всем, кто пришел в этот вечер в капеллу – а народу было гораздо больше, чем ожидалось на обыкновенный абонементный концерт – очень повезло.
Да, был аншлаг. Пожилые гардеробщицы с удивлением переговаривались о том, что никто не ожидал такого наплыва любителей органной музыки: с одной стороны, в гардеробах прибавилось работы, с другой им тоже было приятно, что концерты в их родной Капелле пользуются такой популярностью.
Перед первым отделением некую достаточно унылую речь произнес… призрак профессора Шляпникова. Я пишу призрак, потому что самого Владимира Шляпникова на сцене не было, он то ли спрятался где-то в радио-недрах Капеллы, либо это была просто запись его голоса.
Ольга КотляроваНо зал ожил при первых же звуках органа. Уже во время исполнения второго номера программы – соль-минорной Фантазии Иоганна Пахельбеля, стало отчётливо ясно, что органистка Ольга Котлярова – это большой художник, личность, одаренная стратегическим мышлением. Каждое произведение звучало у Ольги очень рельефно и глубоко осмысленно: музыку, сочиненную более 300 лет назад, она играла, как свою, современную, очень убедительно по-человечески интонируя отдельные мелодии, но делая это не в ущерб общей полифонии. Это был настоящий диалог с залом, подлинное волшебство, а не высокомерное чтение проповеди, как это бывает у некоторых органистов. Под звуки Чаконы ре-минор я закрывал глаза, и мне казалось, что я нахожусь посреди готического собора, я видел витражи и стрельчатые своды, казалось, ощущал его  сырой полумрак…
Настоящим пиршеством для слуха были и ансамбли органа с трубой (Юрий Смирнов) и с гобоем (Артем Трофименко). А знаменитый Канон нюрнбергского мастера ре-мажор, переложенный самой Ольгой Котляровой для Органа, гобоя и трубы был просто великолепен.
Концерт органистка построила таким образом, что в Первом отделении она знакомила слушателей с музыкой Пахельбеля и его учеников, как и было заявлено на афише, а во Втором, чтобы дать людям немножко отдохнуть, играла знаменитые органные хиты, среди них концерт Марчелло для гобоя с оркестром и адажио Альбинонив ансамбле с трубачом.
Первым бисом был известный и ожидаемый публикой «саундтрек к фильму «Солярис» (фа-минорная прелюдия И. С. Баха «Ich ruf zu dir, Herr Jesus Christ»), вторым – повтор ре-мажорного Канона Пахельбеля в вышеуказанном переложении Ольги Котляровой для органа, трубы и гобоя.
Публика долго аплодировала, не желая отпускать музыкантов. Да и правда, уходить из Капеллы в серый вечер, дождь и холод не очень хотелось. Хотелось как у Гете в «Фаусте» сказать мгновению: «haltst du! Du bist so schoen»! {jcomments on}

1