«Житие св. Эммы» на сцене ДК имени Горького

«Житие св. Эммы» на сцене ДК имени Горького

ирина долгова композитор27 февраля с большим ажиотажем и при полном аншлаге на сцене ДК Горького прошла премьера мюзикла Ирины Долговой «Леди Гамильтон»

То, что мюзикл о жизни знаменитой европейской куртизанки рубежа 18/19 веков написала женщина-композитор Ирина Долгова, глубоко символично и закономерно. Да и автор либретто известный театральный и кино-актер, питомец Романа Виктюка Евгений Вильтовский сумел, во всяком случае, на момент создания сюжетных поворотов и диалогов «Леди Гамильтон», стать отчасти «феминистом» и своего рода «суфражистом». А музыкальный руководитель лауреат премии правительства С-Пб в области культуры Сергей Иньков очевидно только помог в этом авторам мюзикла.

Сочинители либретто и музыки выступают искренними и убежденными адвокатами Эммы Гамильтон (1765-1815), урожденной Эми Лайон, этой британской Кармен или Манон Леско, только с более счастливой, за исключением сравнительно раннего (49 лет) и печального (скрывалась от кредиторов) финала, судьбой.

Компрометирующие факты – ранние и беспорядочные романы, в том числе, с женатыми мужчинами (Нельсон), беременность в 16 лет, брошенный ребенок – известные из ее жизнеописаний, в мюзикле отсутствуют. А все её блистательно яркие и сомнительные в моральном отношении приключения истолкованы авторами в смысле «несчастий добродетели», которая своей стойкостью и верностью моральному долгу всегда умудряется побеждать враждебные обстоятельства. Эмма (исп. Виктория Жукова) чиста душой, и она всегда хотела как лучше…

В силу того, что мюзикл – художественное произведение, а, слава тебе Господи, не научный труд, все эти элементы облагораживания и идеализации образа знаменитой европейской аферистки наполеоновской эпохи, вполне оправданы. И не так же ли поступает великий Гете с легендарным чернокнижником эпохи Ренессанса Иоганнесом Фаустом? Или Оскар Уайльд со своим бездумным и беззаботным дэнди Дорианом? Или Пушкин с пустым фатом и хладнокровным убийцей друга Онегиным?

Главное оправдание этой идеализации – свежая, непосредственная, универсальная по своему вдохновению и невероятно легкая музыка молодого композитора Ирины Долговой. Она, к слову, сама исполняет в мюзикле одну из ключевых ролей – подруги Эммы Мэри, которая, желая помочь попавшей в беду компаньонке, втягивает ее в аферу шотландского лже-врача и шарлатана Джеймса Грэхэма (исп. Вячеслав Ногин). В представлениях мошенника Эмма танцевала в обнажённом виде в качестве богини здоровья и вечной молодости. Так было на деле, но в мюзикле обнаженки как таковой нет – продукт все-таки нужно продвигать на рынке, а современный российский шоу-рынок с его идиотскими ограничениями по возрасту становится всё более ханжеским.

Ирина Долгина – это вообще человек оркестр: по первому образованию она пианистка, пять лет выступала в качестве певицы в различных мюзиклах на подмостках Мюзик-холла, пишет музыку для фортепиано, оркестра и голоса, и вот ныне она автор большого и – теперь, после премьеры, уже можно сказать – успешного мюзикла.

Ее музыкальный язык абсолютно полистилистичен: она с легкостью переходит от стилизаций под эпоху Рококо а ля Моцарт к джазу, року и рэпу – и все это с моцартианской же легкостью и естественностью, что выгодно отличает ее от авторов большинства современных мюзиклов, которые зачастую страдают бездушными имитациями, воспринимая сочинение мюзикла как чисто ремесленническую задачу. Но композиторское дарование, впрочем, как и литературное, да и любое другое, подделать невозможно: оно либо есть, либо его нет.

Сама Ирина говорит, что ее образцы и кумиры – Чайковский, Шопен и Уитни Хьюстон. Голосу последней она очень удачно и убедительно – иногда до полного смешения – подражает. Из мюзиклов Ирина Долгова предпочитает «Призрак оперы» и рок-оперу «Иисус Христос – супер-звезда». Мне кажется, что в своей «Леди Гамильтон» Ирина Долгова иногда поднимается до уровня «Нотр-Дам де Пари» и изысканного «Белого Петербурга» Фиртича.

Одна из самых увлекательных сцен мюзикла – начало второго акта, «Неаполитанский карнавал». Здесь и в вакхической, с большим юмором и задором, музыке, и в феерической хореографии Давида Авдыша, известного большинству в качестве тренера по фигурному катанию, и в костюмах Ольги Резниченко, и в сценографии режиссера-постановщика Владмимра Подгородинского – упоительная атмосфера праздника. А именно за этой атмосферой, которой нам так не хватает в нашем сером и холодном городе, большинство публики и приходит в театр.

Одной из главных фишек мюзикла, безусловно, можно считать участие в нем во второй заглавной партии звезды легкого жанра – бесконечно обаятельного и неподражаемого кумира петербургских и не только девушек и дам Ростислава Колпакова. Он исполняет партию адмирала Горацио Нельсона, и очень жаль, что либретто написано так, что он появляется только во втором акте и, в общем-то, ненадолго.

Хотя в целом либретто сделано очень свободно и мастерски. Главный критерий по Вольтеру: смотреть не скучно, все сюжетные повороты динамичны, неожиданны и остры. Привнесен элемент детектива, что заставляет публику понервничать. У Вильтовского сэр Гамильтон лично убивает выстрелами из пистолета мошенника Грэхема и его любовницу Мэри, чего в жизни не было, и быть не могло. Реальный Уильям Гамильтон увел любовницу у своего племянника, соблазнив ее своими обширными финансовыми возможностями и поездкой в Неаполь, где он получил должность посла Британской империи.

Однако повторюсь: произведение искусства – не научный труд. Эмма Гамильтон такая, какой ее нам представили авторы петербургского мюзикла, достойна внимания зрителя, прежде всего, благодаря ярчайшим и многочисленным художественным достоинствам спектакля.

Полагаю, что «Леди Гамильтон» Ирины Долговой ожидает блестящая прокатная судьба, в том числе, и заграницей, в силу выше указанных музыкально-сценических достоинств и широчайшей известности имени знаменитой куртизанки прошлого. {jcomments on}

1