РАХМАНИНОВ И ДВОРЖАК ВО ДВОРЦЕ БЕЛОСЕЛЬСКИХ-БЕЛОЗЕРСКИХ

РАХМАНИНОВ И ДВОРЖАК ВО ДВОРЦЕ БЕЛОСЕЛЬСКИХ-БЕЛОЗЕРСКИХрахманинов дворжак

Величие романтики. Концерты Рахманинова и Дворжака прозвучат в среду.

27 февраля, в среду, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки приглашает на симфонический концерт из цикла «Молодые исполнители России». В Зеркальном зале дворца Белосельских-Белозерских (Невский пр-т., 41) прозвучат концерты Рахманинова и Дворжака. Оба музыкальных полотна отличаются жизнеутверждающей энергетикой и захватывают слушателя от начала и до финального аккорда.

С оркестром под управлением Александра Титова выступят солисты Санкт-Петербургского Дома музыки: лауреат Всероссийского музыкального конкурса (2018) пианист Тимофей Доля, и виолончелист, лауреат конкурса им. Хачатуряна (Ереван, 2018) Фёдор Амосов.

Необъятный разлив красоты русской души чувствуется во Втором фортепианном концерте Рахманинова. С первых аккордов, которые звучат подобно колоколам православных монастырей в окружении бескрайних просторов, слушатель погружается в духовную глубину русской музыки. Душевной теплотой пронизан и виолончельный концерт Дворжака, в котором слышится переживание красоты величественных гор Чехии. Оба концерта по праву считаются самыми популярными и исполняемыми сочинениями в репертуаре пианистов и виолончелистов.

Тимофей Доля (фортепиано), 25 лет. С отличием окончил Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Заслуженного артиста России, профессора Андрея Писарева). Выпускник Московской консерватории, в настоящее время – ассистент-стажер в классе того же педагога. Многократный победитель и лауреат европейских международных конкурсов, в т.ч. конкурса им. Рахманинова (Франкфурт-на Майне) и III Всероссийского конкурса. Участник программ Дома музыки с 2017 года.

Фёдор Амосов (виолончель), 30 лет. Выпускник Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Заслуженного артиста России, профессора Льва Евграфова) и Кливлендского Института Музыки (класс преподавателя Стивена Гибера). В настоящее время – ассистент-стажер Московской консерватории в классе Народной артистки СССР, профессора Натальи Гутман.

Победитель конкурса конкурса Concerto Competition Кливлендского Института Музыки (США, 2012), обладатель спецприза за лучшее исполнении на XV Международном конкурсе им. П.И. Чайковского (Москва, 2015), лауреат II премии Международного конкурса им. Арама Хачатуряна (Армения, 2018). Участник программ Дома музыки с 2014 года.

Сергей Васильевич Рахманинов, выдающийся русский композитор, пианист, дирижер, был и остается одной из самых значительных фигур мировой музыкальной культуры. «Вокализ» (пьеса для голоса без слов) была создана композитором в 1912 году как последняя из 14 песен вокального опуса 34. Композитор посвятил ее известной певице А. В. Неждановой. Бесконечная, невыразимо прекрасная песенная тема, лишенная слов, оказалась способной только своим звучанием передать оттенки нежного, выразительного лирического признания. Пьеса существует во множестве переложений, и в каждом случае она приобретает дополнительные оттенки, все более и более раскрывающие ее глубокий лирический подтекст.

Среди созданных С. В. Рахманинова произведений различных жанров – опер, симфоний, вокально-хоровых сочинений и романсов – самым главным для композитора был фортепианный концерт. В этом жанре проявилось триединство творческой личности композитора: он был творцом сочинения, в котором соединялись его любимый инструмент и оркестр. Созданные Рахманиновым на протяжении жизни четыре фортепианных концерта отмечали самые значительные ее вехи, определяли развитие искусства композитора и исполнителя на разных этапах, концентрировали в себе фантазию художника и его высочайшее мастерство.

Написанный на пороге ХХ века Концерт № 2 (1. Moderato 2. Adagio sostenuto 3. Allegro scherzando) стал одной из признанных мировых вершин музыкального искусства. Богатство художественных образов, неизбывная щедрость удивительных по красоте мелодий, одухотворенность и искренность, сквозящие в каждом изгибе тем, аккордовом последовании, оркестровом тембре, уже при первом исполнении обеспечили произведению всеобщую любовь и признание слушателей и профессионалов. Образный строй сочинения, идущий от звукового пространства России, в первой части наполнен торжественным звучанием колоколов (фортепианное вступление), скрытой мощью и суровой мужественностью (тема главной партии), бесконечной нежностью (тема побочной партии). Вторая часть, в которой представлена, по словам писательницы Мариэтты Шагинян, «широкая, простая, средней полосы России, деревенская ширь, бледное небо над хлебами, речушка и туман над речушкой», выходит, однако, за рамки просто пейзажа. За всем этим виден художник, органично воспринимающий природу и отвечающий ей. Финал Концерта композитор решает как сопоставление стремительного, энергичного скерцо и лирической, напевной кантилены. В обеих темах реально ощутимы связи с предшествующими частями Концерта, они как бы сводят воедино все темы сочинения, завершая его мощными, ликующими, обобщающими финальными пассажами. Концерт посвящен замечательному врачу–психотерапевту Н. В. Далю.

Один из основоположников чешской национальной композиторской школы Антонин Дворжак получил широкую известность среди музыкантов Европы и мира. Он состоял в переписке со многими выдающимися современниками, среди которых был и П.И. Чайковский; он концертировал как дирижер во многих странах, в том числе в России. В 1892-1895 годах Дворжак жил и работал в США, где выступал с авторскими концертами и был профессором и директором консерватории в Нью-Йорке. С этим периодом связано создание двух самых известных сочинений композитора – симфонии «Из Нового света» и Концерта для виолончели с оркестром. Концерт по праву входит сегодня в число наиболее исполняемых сочинений виолончельного репертуара. Он построен на характерных для Дворжака интонациях славянского (чешского и моравского) фольклора, которые пронизывают все три традиционные части сочинения (Allegro - Adagio ma non troppo - Finale. Allegro moderato) от первых до последних тактов. Исходная мелодия, на основе которой далее возникают многие темы Концерта, активно развивается на протяжении сочинения, в сквозном драматургическом развитии. Удивительно решена композитором партия солирующей виолончели, которую Дворжак во многих отношениях рассматривает как человеческий голос: виолончель повествует о событиях прошлого и настоящего, о драматических и лирических перипетиях человеческой судьбы. Композитор посвятил Концерт своему другу виолончелисту Янушу Вихану.

Автор говорил о своем произведении: «Этот концерт значительно превосходит оба мои концерта, как скрипичный, так и фортепианный. Не удивляйтесь, что сам об этом говорю – на собственную похвалу нельзя положиться, – но могу сказать, что произведение это доставляет мне громадную радость, и, думаю, я не ошибусь в его оценке».

Проф. З.М. Гусейнова

Стоимость билетов 350-400 руб. Аудитория 6+

Санкт-Петербургский Дом музыки – федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.

Художественный руководитель – известный виолончелист, Народный артист России Сергей Ролдугин.

Подробная информация на сайте www.spdm.ru и по телефону: (812) 702-60-96

Аккредитация: info@spdm.ru {jcomments on}

1