«ЛЕНИНГРАДКИ»

«ЛЕНИНГРАДКИ»

«ЛЕНИНГРАДКИ»24 января 19.00 Академическая капелла (наб. Мойки, 20)

К 75-летию снятия блокады Ленинграда

Виктор Плешак. Мировая премьера «ЛЕНИНГРАДКИ», оратория для чтеца, баритона, смешанного хора и русского оркестра в 17-ти частях

Государственный академический русский оркестр им. В. В. Андреева. Художественный руководитель и главный дирижер – н.а. России Дмитрий Хохлов. Чтец – н.а. России Светлана КРЮЧКОВА 

24 января в Академической Капелле пройдет премьера оратории В.Плешака «Ленинградки», приуроченная к 75-й годовщине снятия блокады Ленинграда. 

Мало кто знает, что автор знаменитой песни на стихи Макса Дахие «Ведь мы же с тобой ленинградки, мы знаем, что значит война» Виктор Плешак.

24 января в Капелле эту песню впервые исполнит Светлана Крючкова. Это станет прологом оратории «Ленинградки», созданной специально для Андреевского оркестра к 75-ой годовщине освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Рассказывает Светлана Крючкова:

 – Для Виктора Плешака это очень личная история, его мама всю блокаду провела в Ленинграде, она служила в противовоздушной обороне и в составе ансамбля МПВО более 600 раз выступила в осажденном городе и на передовой перед войсками. Оратория посвящена ее памяти и памяти всех женщин блокадного Ленинграда. Глубоко символично, что мы выступаем с академическим оркестром имени Андреева, который работал всю войну. Тема «Искусство в блокадном «Ленинграде» – отдельная большая тема, и мы ее также коснемся – прежде всего, самим фактом выступления с этим прославленным коллективом в юбилейные блокадные дни.  

История оркестра имени В. В. Андреева, одного из старейших профессиональных коллективов России, признанного лидера в области национального исполнительского искусства, тесно переплетена с судьбой Петербурга и всей страны. Одна из трагических страниц летописи коллектива связана с блокадой Ленинграда.

Осенью 1941 года, когда замкнулось блокадное кольцо, оставшиеся в городе музыканты приняли решение несмотря ни на что продолжать выступления. Во главе с дирижером Николаем Михайловым был организован один из первых в блокадном городе больших концертов. Он состоялся 2 ноября 1941 года в Большом зале Ленинградской филармонии – оркестр выступил в составе 40 человек. Однако с наступлением тяжелейшего для Ленинграда времени, первой блокадной зимы, продолжить выступления в таком составе не удалось.

До начала 1942 года продолжалась бригадная работа артистов. Небольшие группы музыкантов давали концерты в госпиталях и воинских частях. Число исполнителей уменьшалось и к началу февраля бригадные концерты пришлось прекратить. Это был единственный месяц в истории оркестра, когда русские инструменты перестали звучать в руках музыкантов-андреевцев.

Весной 1942 года началось восстановление творческих сил города. Ленинградский Радиокомитет заключил договор с балалаечником Николаем Васильевым – музыканту было поручено собрать оставшихся в Ленинграде артистов Оркестра имени В. В. Андреева. 11 апреля 1942 года состоялся первый радиоконцерт в исполнении семи музыкантов (до начала войны оркестр насчитывал более 60 человек). Несмотря на малочисленность коллектива, состоявшего из истощенных тяжелыми условиями блокадного города артистов, концерт прозвучал в радиоэфире и послужил началом возобновления деятельности оркестра русских инструментов в Ленинграде. Звучание домр и балалаек согревало и поддерживало сердца жителей осажденного города. 

К 75-ой годовщине освобождения Ленинграда Государственный академический русский оркестр им. В. В. Андреева представляет премьеру сочинения, посвященного подвигу жителей блокадного города, их несгибаемому духу, стойкости и самоотверженности в дни суровых испытаний. Оратория Виктора Плешака «Ленинградки» повествует о торжестве жизни перед лицом смерти.

Идея сочинения развивается вокруг образа матери композитора – Александры Федоровны Москвитиной. Она работала в медико-санитарной роте, как и другие ленинградки, отдавала все силы поддержанию жизни родного города, а позднее оказалась в числе артистов созданного в июне 1942 года заслуженным артистом РСФСР Николаем Куклиным ансамбля МПВО (местной противовоздушной обороны).

Самодеятельный городской ансамбль МПВО включал в себя хор, танцевальный коллектив, духовой и эстрадный оркестры, ансамбль гусляров и группу чтецов. Несколько позже появились джаз-ансамбль и кукольный театр. Участников ансамбля набирали по результатам смотров-конкурсов художественной самодеятельности. Коллектив был сведен в Отдельную унитарную роту, которая разместилась в служебном корпусе Дворца пионеров (Аничков дворец).  Артисты выступали в больницах и госпиталях, на линии фронта и были готовы по первому сигналу тревоги прервать выступление и помогать пострадавшим.

В хоре девушек МПВО, первоначально состоявшем из 50 человек, и пела мать Виктора Плешака Александра Федоровна. Этот хор приобрел большую популярность у жителей осажденного города и за годы войны дал более 600 концертов.

В оратории «Ленинградки» Виктор Плешак выступает не только автором музыки, но и либреттистом. Композитор создает новое звучание подлинных документов ушедшей эпохи: сочинение говорит словами ушедших родных и близких, строчками блокадных дневников, интонациями музыки осажденного Ленинграда. Многие из этих источников не были ранее опубликованы. Название произведения отсылает к знаменитой песне композитора на стихи Макса Дахие с рефреном «Ведь мы же с тобой ленинградки, мы знаем, что значит война». Семнадцать номеров оратории повествуют о жизни и смерти, горе и любви, жертвенности и героизме, судьбах и чувствах тех, кто остался в смертельном кольце войны.

Оратория «Ленинградки», по словам композитора, – это история, повествующая о победе духа, победе искусства, бессмертии памяти.

Оратория «Ленинградки» завершает большой цикл В. Плешака «Русский мир», посвященный отечественной истории. Как и предыдущие сочинения цикла: Кантата «Москва. 1613 год», «Песня про купца Калашникова» по поэме Лермонтова, «Страсти по русской революции 1917 года», – оратория «Ленинградки» написана по заказу Государственного академического русского оркестра им. В.В. Андреева. 

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Светлана КРЮЧКОВА (чтец) – народная артистка России

Александр ШАХОВ (баритон) – лауреат международных конкурсов, солист Мариинского театра.

Государственный Академический русский оркестр им. В. В. Андреева, художественный руководитель и главный дирижер – народный артист России Дмитрий ХОХЛОВ

Женский хор музыкального педагогического училища Санкт-Петербурга, руководители – Анна БАРСОВА, Лариса ЯРУЦКАЯ

Детский концертный хор «Перезвоны» ДШИ им. М. И. Глинки, художественный руководитель – Лариса ЯРУЦКАЯ{jcomments on}1