Сергей Стадлер: За пять лет мы сыграли более четырехсот программ

Сергей Стадлер: За пять лет мы сыграли более четырехсот программ

Сергей Стадлер

В декабре 2018 исполнилось пять лет с того дня, как в Петербург-Концерте был создан Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под руководством народного артиста России Сергея Стадлера. Этот маленький юбилей маэстро Стадлер и его коллектив отметили очередным, пятым по счету, музыкальным марафоном – 8 декабря в зале Санкт-Петербургской академической Капеллы ими были исполнены все тринадцать симфонических поэм Франца Листа. В ходе юбилейных торжеств Сергей Валентинович любезно согласился ответить на вопросы корреспондента «Вечерки».

- Что Вы успели сделать за эти пять лет?

- Пять лет для симфонического коллектива это, конечно, очень немного, но все-таки это маленький юбилей. С другой стороны, первые годы – самые важные, и успели мы немало: мы сыграли, по моим подсчетам, более пятисот концертов с самыми разными программами. Я точно не считал. Одно из наших любимых детищ – Марафон, который в этом году мы провели уже в пятый раз. Начали мы со всех симфоний Чайковского, был большой успех, и мы решили продолжать. Потом были Брамс и Моцарт, в прошлом году – Бетховен, все симфонии, за него мы получили «рекорд России», а в этом году Лист, все 13 симфонических поэм плюс одна.

- А что бы Вы могли возразить Вашим оппонентам, которые сомневаются в способности человека воспринять столько музыки одновременно?

- А я не разговариваю с оппонентами, у меня нет на это времени – мы заняты своим делом. Мы играем, потому что мы можем. На Марафоне в любой момент можно выйти из зала, а можно вообще туда не приходить. Мы играем для тех, кому это нравится и кому это интересно, а таких людей, как показывает жизнь, довольно-таки много – мы не обойдены вниманием публики, что нам, конечно же, очень приятно. Что же касается Листа, среди его симфонических поэм на марафоне прозвучали и произведения, которые исполняются очень часто – это «Прелюды», «Мефисто-вальс», «Прометей», «Тассо», а были и очень редкие, и такие, которые петербургская публика могла услышать вживую впервые.  Мы сыграли четыре концерта по три поэмы и один из двух, которые больше по хронометражу. У каких-то поэм есть литературная основа, но нас, конечно же, интересует больше всего прекрасная музыка.

- А насколько заслуженно, на Ваш взгляд, забыты редко исполняемые и неисполняемые вовсе сочинения Листа?

- Поскольку сейчас мы живем как бы в музыкальном музее, мы берем эти произведения прошлого и зачастую видим, что некоторые из симфонических поэм Листа относятся к наивысшим достижениям музыки XIX века. Это относится и к обеим симфониям – «Данте» и «Фауст» , и ко многим из поэм. Я не говорю уже о его фортепианном творчестве, потому что Лист – это символ фортепианной музыки вообще. И поэтому мы иногда его считаем больше пианистом, а он композитор ничуть не меньший, чем пианист. Вообще Лист – это очень большая фигура в искусстве, возрожденческая по своему размаху, его личность, пожалуй, еще больше, чем его музыка.

- Скажите, а зачем, по-Вашему, человек с немецкими именем и фамилией Franz List (в переводе с немецкого – «хитрость»), не владевший венгерским разговорным языком, объявил себя венгром?

- Просто Лист там, в Венгрии, родился и вырос так же, как француз по отцу и гражданин Российской империи по паспорту Фредерик Шопен родился и вырос на родине своей матери в Польше. Лист действительно имел венгерские корни и писал свою фамилию по-венгерски Liszt. Кроме того, он посвятил Венгрии многие свои произведения – и фортепианные рапсодии, и симфоническую поэму «Венгрия», Венгрия была частью его жизни. А потом ведь была романтическая эпоха, которая выдвигала художнику свои требования: у творца должна была быть романтическая биография. Начал «придумывать» себе биографию Паганини, и мы теперь не можем сказать точно, что там правда, а что вымысел. Его примеру в какой-то мере последовали и Шопен, и Лист. Как бы там ни было, в истории Лист остался как великий венгерский музыкант, хотя представлялся сам он Франц, а не Ференц, а при крещении вообще получил католическое имя Franciscus. Такое же как у нынешнего Папы Римского.

- Kроме марафонов и симфонических концертов, насколько я помню, Вы еще занимаетесь оперными постановками…

- Только что в ноябре в Эрмитажном театре была постановка «Тоски», и там же идет наш спектакль «Летучая мышь». Они интересны тем, что сделаны специально для этого замечательного театра, с учетом его уникального исторического интерьера и универсальной акустики. Кроме опер, у нас огромное число концертов в Большом зале Филармонии, в Москве – в Консерватории и в зале Чайковского. {jcomments on}

1