ТРИУМФ СЕРГЕЯ БАНЕВИЧА

ТРИУМФ СЕРГЕЯ БАНЕВИЧАкомпозитор Сергей Баневич2 декабря этого года замечательный русский композитор Сергей Петрович Баневич отметил 77 лет со дня своего рождения, а в День музыки, 1 октября 2018, его авторский вечер завершил VII Всероссийский музыкальный фестиваль имени Дмитрия Шостаковича в далеком сибирском городе Курган. К сожалению, композитор не смог приехать туда сам по состоянию здоровья, но прислал приветствие и фрагмент фильма телеканала «Культура», посвящённый его творчеству. Этими видеокадрами и начался концерт...

Сергей Петрович Баневич - заслуженный деятель искусств России, автор опер, балетов, камерных и хоровых сочинений, музыки к художественным фильмам и драматическим спектаклям, радио- и телепостановкам. Его визитной карточкой можно назвать знаменитую песню «Дорога без конца», созданную на основе музыки к четырехсерийному советскому фильму «Никколо Паганини». Спектакли с музыкой Сергея Баневича с успехом идут в Большом театре в Москве и Мариинском театре в Санкт-Петербурге, поставлены во многих музыкальных театрах России, а также за рубежом. Фильмы с его музыкой неоднократно становились призёрами международных и отечественных кинофестивалей.

В Курганской областной филармонии и раньше неоднократно обращались к сочинениям Сергея Баневича, а вечером 1 октября в исполнении Наталия Краевски (сопрано) прозвучали вокальные циклы «Васильевский остров» на стихи Л. Барбас, посвящённый ленинградцам, пережившим блокаду, и «Пять стихотворений Анны Ахматовой»: «Все души милых ...», «Смерть», «Постучи кулачком...», «Тихо льется тихий Дон...», «Нет, это не я...», а также «Арии из ненаписанных опер» (партия фортепиано - Сергей Потапов).

Для детей поставлена «Опера про кашку, кошку и молоко», в планах нового сезона - «Стойкий оловянный солдатик». 

Авторский вечер был весь проникнут неповторимой петербургской атмосферой — образами, сюжетами, мотивами, настроением этого великого города. 

Жизнь и творчество самого композитора неразрывно связаны с Петербургом. Он выпускник Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (1966). Его учителями по классу композиции были Галина Уствольская и профессор Орест Евлахов — оба ученики Дмитрия Шостаковича. 

Фантазия для виолончели и фортепиано, навеянная последними страницами знаменитого романа Томаса Манна «Буденнброки» «Смерть маленького Ганно», проникнута настроением угасания и неизбывной печали (исполнители - Олег Вайнштейн и Сергей Словачевский). Оба они — также выпускники Петербургской консерватории, ныне весьма известные, востребованные музыканты.

В конце первого отделения Олег Вайнштейн виртуозно исполнил Фантазию из музыки к фильму «Никколо Паганини» для фортепиано - в красивых вариациях слушатели узнали любимую песню «Дорога без конца, дорога без начала и конца…», исполняемую популярным певцом Альбертом Асадулиным, и другие мелодии из фильмов.

Второе отделение было посвящено «Ариям из ненаписанных опер», созданным по мотивам известных произведений русских и зарубежных писателей 19-20 вв. Это сочинение посвящено Елене Устиновой - лауреату Гран-при Международного конкурса вокалистов им. М. Калласс. Именно она и автор, Сергей Баневич, впервые исполнили «Арии…» 14 декабря 1996 года в зале Дома композиторов Санкт-Петербурга. Премьера имела необыкновенный успех. По единодушному признанию профессионалов и любителей музыки, «Арии из ненаписанных опер» благодаря уникальному замыслу и его воплощению принадлежат к наиболее ярким произведениям современного концертного репертуара. 

Прозвучали Ариозо Настеньки из оперы «Белые ночи» (по повести Ф. Достоевского), Сцена безумия Николь Дайвер из оперы «Ночь нежна» (по роману Ф.С. Фицджеральда), Ария Дианы из оперы «Признание авантюриста Феликса Круля» (по роману Т. Манна), Ария Матери из оперы «Цинковые мальчики» (по документальной повести С. Алексиевич), Ария Анны из оперы «Время ночь» (по повести Л. Петрушевской), Ария Марии из оперы «Ручьи, где плещется форель» (по рассказу К. Паустовского).

Зал проводил артистов сердечными аплодисментами. А VII Фестиваль завершился подлинно триумфальным концертом.
{jcomments on}

1