ПОЭЗИЯ НА ТРОИХ

Вячеслав КочновТри кита современности обнаружили друг друга в океане Интернета, дело до драки не дошло...оказалось, мысли у них сходятся. Взгляд на современное искусство у каждого свой, но вывод получается общий. Может это и есть объективная оценка сегодняшнего состояния поэзии...  

Владимир Антипенко - поэт, руководитель Театра Поэтов "Послушайте!" http://vkontakte.ru/club7058076

Дмитрий Дзюмин - поэт,  мылситель, создатель движения "АльтерНация - портал мыслящей молодёжи", главный редактор научно-художественного, культурно-просветительского электронного журнала "АльтерНация" http://vkontakte.ru/club8722511


Вячеслав Кочнов - главный редактор сайта "ВЕЧЕ СПб"

Д.Д.: Мне кажется, что Ваш Театр - это плоть от плоти русского авангарда начала 20 -го века, нечто схожее по энергетике и продолжающее прежде всего футуристическую линию (опять же к вопросу о вашем творчестве ).. и совсем неслучайно, думаю, что вы действуете в Петербурге, а не в Москве. Лично у меня современная литературная Москва ассоциируется с постконцептуализмом кузьминского толка, Дмитрием Воденниковым, Данилой Давыдовым и т.п. какой - то весьма странной поэзией, которую поэзией-то трудно назвать... а Театр Поэтов - это даже как -то звучит гордо, совсем по другому, по НАСТОЯЩЕМУ

В.А.: Прямо бальзам в измученное сердце ...спасибо! На самом деле многие и из Москвы, когда выступают в рамках театра - стараются быть "ВЫПУКЛЫМИ"... я заставляю, а стилистика ...есть, конечно ...но стараюсь свои "эстетические вкусы" не навязывать... если человек интересно выступает, а мне его стихи не нравятся, но у него есть своя публика, которой он нравится... я попрошу его выступать с теми стихами, которые меня хоть как-то устраивают! Но в основном, кто послабее быстро сдаётся или не суётся...

Дмитрий ДзюминД.Д.: Ну а что... если человек всерьёз считает поэзией какую-нибудь записку любимой жене, оставленную на тумбочке перед уходом на работу.... то мы имеем полное право усомниться в её эстетической ценности))) потому -то мне и не нравятся некоторые направления новейшего авангарда ( да это даже авангардом боюсь назвать )..Алина Витухновская с её "Уничтожением реальности", Иван Жданов, Геннадий Айги мне намного ближе, потому что в них есть этот "дух поэзии", а они - поэты, "носители ритма".. а то что делает Кузьмин очень сомнительно, на мой взгляд и имеет к творчеству - прежде всего акту познания бытия...весьма косвенное отношение..."

В.А.: "С актом познания бытия у московских авторов, да и у многих питерских СЛОЖНО...они стараются, чтобы было либо "ПРИКОЛЬНО", ЛИБО "ПРАВИЛЬНО"...а стихи должны быть "неправильными" с точки зрения предыдущих пониманий в обществе))) а может просто люди скучные..."

Д.Д.: "Вот это точно. Хотя говорят ведь сейчас иные люди, причём всерьёз, о расцвете поэзии. И с одной стороны они даже правы, поскольку поэтов стало очень много. В одном только Омске, расположенном за тысячи вёрст как от Москвы, так и от Петербурга, поэтов, думаю...наверное не меньше ста)))..причём о том, что они поэты - эти люди иногда даже сами не подозревают..)) вроде как "руководительница ЛИТО назвала, ну я и буду".))). Причём многие воспринимают литературу как тусовку, куда можно придти после трудового дня на каком-нибудь тракторном заводике, стишата почитать, пиво попить и отдохнуть)))) с пользой для души...и конечно, им хочется слышать "правильные" или "прикольные" стихи, которые бы не вызывали ОСТРОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ в душе, а так...чтобы сладко поглаживали...чтобы они могли получить порцию своего эстетического удовольствия и с чувством выполненного долга пойти домой..Хотя "неправильная" поэзия во все времена была в меньшинстве, вряд ли Артюр Рембо мог быть понят большинством своих современников потому только сюрреалисты через полвека смогли его "переоткрыть"...Но опять же..всегда находится кто - то, кому эти "неправильные" стихи будут нужны...и в конечном счёте именно этот кто -то легитимизирует "неправильную поэзию", которой впоследствии...как правило после смерти автора...начинает восхищаться большинство))) а "о правильных и прикольных" забывают.... "

Владимир АнтипенкоВ.А.: " ... самое смешное, что все это "понимают"(критики и т.д.), а когда сталкиваются строят "козьи лица"...тем самым себя как бы причисляя в ранг служителей искусства... потому-что и поэзия и критика (если она настоящая) всегда идёт от открытых миру людей, не строящих из себя "великих ценителей и понимателей"... Искусство, особенно литература и должна не всем нравится...у каждого человека свои психоощущения бытия, и они ещё меняются в процессе жизни...и только в том случае, если челоевк открыт ПОЗНАНИЮ ...он может "УВИДЕТЬ " новое... или понимая, что это не его (не по вкусу), признать , что ЭТО здорово..."

Д.Д: "А о современной литературной критике часто говорят, что её не существует, но тут даже дело не в этом, думается ( всё - таки какая - то более -менее квалифицированная критика есть.. ), а в том, что критика подчас принимает странную расплывчатую форму, на критику и непохожую. Как пример, критический отдел Нового Литературного Обозрения, где критики текстов, как таковых и нет.. Литературоведы берут на себя обязанности критиков, но почти всегда не отделяют объект и предмет литературоведения от объекта и предмета критики, и пишут такую критику текстов, как будто хотят их исследовать)) а не критиковать...а критик, мне кажется, он потому и критик, что признаёт субъективность своей позиции..чего литературоведу всё же признавать не полагается))) ( псокольку к какой - то объективности он как учёный стремится )... и нередко происходит так, что человек, весьма далёкий от литературы чувствует литературу намного лучше человека со степенью доктора филологических наук или громадным стажем в лит.тусовке...как это ни парадоксально...) не кажется ли вам, что это какая -то изначальная ОТКРЫТОСТЬ ПОЗНАНИЮ? ( которая, может быть, формируется в детстве )...

В.А.: У Выготского ("Психология искусства") очень чётко всё изложено, да и много есть литературы по этому делу, где уже всё давно "объяснено"... как стихи воспринимаются в конкретном обществе, в кружке, в социальном слое))...в конкретное время (исторически) и т.д. У любого "сборища людей", будь то ЛИТО или ТЕАТР ПОЭТОВ или МЫ с ВАМИ... в процессе общения вырабатываются свои вкусовые пристрастия и они и определяют субъективное "понимание" какой должна быть современная поэзия... И это хорошо! Потому-что из спектра "пониманий" на мой взгляд и должна формироваться ЗДОРОВАЯ КРИТИКА...А автор, потому и АВТОр, что он принимает окончательное решение - какой быть его поэзии))) Может сейчас ещё не родились, те люди - "ценители" его поэзии")))...Есть мнение противоположное...Что если сейчас твои стихи никому не нужны ...АВтОР убей себя сам! .... Это парадокс, но это так! И тут встаёт вопрос о ЛИЧНОСТИ и ИСПОЛНЕНИИ СВОЕГО НЕПОНЯТНОГО ТВОРЧЕСТВА ВСЛУХ... Тогда энергетика звука-ритма-смысла-образа "живьём" действует на человека слушателя и через АВТОРА слушатель-зритель вдруг ощущает это воздействие ПОЭЗИИ))) Маяковскому говорили рабочие завода (он сам об этом писал), что они не могут читать его стихи...не понимают...а когда он сам исполнял...здорово и понятно...ПОЧЕМУ?...Потому-что они выросли на других стихах... читая с листа " Маяковского, они внутри ничего не ощущали)))) Я имел ввиду настоящий порыв звучащего слова, а не эпатажные выпендрёжи)))) они кстати тоже нужны ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ ТЕХ КОМУ ЭТО СОВСЕМ ДО ФЕНИ...ЕСЛИ В ОБЩЕСТВЕ ПРИНИМАЕТСЯ БОЛЬШИНСТВОМ ТАКАЯ ФОРМА МАССОВОГО ПРОСМОТРА ЧЕГО-ЛИБО - ПОЭТЫ ТОЖЕ ДОЛЖНЫ НЕ ОТСТАВАТЬ И ОТНОСИТСЯ К ЭТОМУ ВЕСЕЛО И ЗАДОРНО))))

Д.Д.: В звучащем поэтическом слове, действительно, присутствовала, присутствует и будет присутствовать некая древняя магия. Только звучащее слово может по настоящему заворожить, не "книжное"...Главная проблема информационного общества в переизбытке информации.. Куда ни глянь - везде нас о чём - то информируют...то о какой-нибудь новой модели сотового телефона, то о каком -нибудь йогурте от Danone. Потому ежедневно, ежечасно, ежесекундно огромное количество ненужной информации бессознательно капает нам на мозги. И абстрагироваться от этого невозможно...тогда лучше уйти в пустыню и жить там в пещере..))) и поэтому всё, о чём мы думаем, что мы пишем - в этом гигантском информационном потоке становится факультативным....необязательным.... мельчайшей частицей, без которой поток вполне может обойтись...

В.А: Я пытался "абстрагироваться", в лесу жил месяц в одиночестве...всё-одно к людям тянет...и скучаешь там даже по йогурту))) Человеку нужен другой живой человек, тогда полноценное существование и ощущение радости... Хотя бывало, когда вырывашься на природу (дикую) на несколько дней...там тоже ВЫСТРЕЛИВАЕТ "ощушение счастья"... может в этом "маятнике" и есть суть?  Так и поэт стремится выступать со своими стихами перед живыми людьми, чтобы почуствовать это общение, чтобы его стихи общались сейчас с душами людей.. и поэт будет гордо созерцать воздействие своего таланта и получать взамен эту положительную энергию прямо сейчас, пока он жив)))

Д.Д.: Письмо в принципе умереть не может, прав Деррида, говоря,что "вне текста ничего нет". Вне текста - НИЧТО - пространство, о котором наш мозг не может помыслить, потому что оно ЗА-ПРЕДЕЛОМ языка и соответсвенно письма...К тому же письмо ( Слово записанное, визуальное, материализовавшееся в какой -то степени ) тесно связано с речью ( Словом звучащим, воплощающимся ) и одно порождает другое...Ясное дело, что речь предшествует письму...поскольку даже когда мы "сразу пишем" наши мысли "вербализуются" ( становятся внутренней речью ). Получается, что речь первичней, но и "энтропийней!,Ближе к бездне внеязыкового молчания. - речь порождается из НИЧТО...и становится НЕЧТО. Поэзия, если продолжать рассуждение в этом же духе - всякий раз - есть акт творения / продуцирования из НИЧТО ( области тьмы и до-мирового молчания ) в НЕЧТО ( область света и Слова..)...С греческого это и переводится как "голос богов" ( не буду врать, не помню точно...но кажется что-то такое ). Так что !Поэзия - это дар богов" - дар говорить голосом богов, дар творить своё бытие...и если спуститься к эллинским корням, получится, что благодаря изначальной поэзии ( голоса ) Поэта - Демиурга и "сотворился" наш мир. в Апокалипсисе Иоанна Богослова эта мысль тоже ключевая...Поэтому, господа поэты, нужно почаще вспоминать о своём "орфическом" призвании, чтобы, действительно, дарить людям Слово,а не "рифмованные словечки"

В.А.: Красота как слово и ощущение существует только в человеке...и пока он жив. Если на Земле люди исчезнут, то и определять ЧТО КРАСИВО, а ЧТО НЕТ будет некому...любой художник стремится вызвать эмоциональный отклик в другом живом существе. Алфавит - это запись живых звуков (с некоторыми исключениями для конкретных языков для смыслолвых уточнений) И только когда он звучит - он имеет смысл как функция передачи эмоций...С какой интонацией сказано и т.д. У меня есть звуковые стихи, которые только я сам могу озвучить...я их для собственного исполнения и сочинял... они во мне рождались как "КУ_КА_РЕ_КУ"...Поэтому я больше занимаюсь сохраненем своих стихов, как исполнение вслух (записи на видео и аудио) К тому же стремятся и певцы))) передать свою индивидуальность в тембре голоса, в манере исполнения - они живые в данный момент поющие и есть тот ПРОДУКТ ИСкУССтВА, который воздействует художественно...а далее система записи и сохранения...кто музыкант, тот знает, можно весёлую песню исполнить как марш похоронный. Можно так всказать, что искусство существует только в человеке и в каждом конкретном индивидуально...А ХУДОЖНИК выражая собственные "порывы" либо ЗВУЧИТ внутри других людей либо нет...И далее встаёт вопрос - "Что такое хорошо и что такое плохо?))" В разные времена разные стихи и музыка были "в моде", мода проходила и только то, что действительно создано как некая частица общего отклика в каждом - продолжает сохраняться людьми (заметьте живыми) и восприниматься... И совсем необязательно классики должны всегда нравится всем...Это дело индивидуальное...А про современное искусство ЧТО ГОВОРИТЬ - оно ещё и самими авторами (нами) не осознано , а мы хоти , чтобы нас другие (воспитанные по стереотипам прошлого) на руках носили и восторгались...Если тебя по ТВ показали, значит то, что ты там прочитал для большинства людей является ПОЭЗИЕЙ автоматом...это не они внутри решили, а им как бы внушили (как в школе) ... Может они ничего не поняли))) но вынуждены признать, что это они не поняли, а не ты не так написал... Хотя бывают исключения, когда уж совсем слабые стихи кто-то преподносит... Я ПРО НОВУЮ ВОЛНУ АССОЦИАЦИЙ В ЗВУКЕ И СМЫСЛЕ! Но не всё, что мы сочиняем является сразу шедевром...потом отберём! (отбирать придётся) А многие люди по привычке (не знают как им удовольствие эстетическое получать от таких творений))слышат только содержание и оно может отталкивать...А так главное, чтобы нам самим было интересно то, что мы сочиняем...И КАКАЯ ЛИЧНОСТЬ - ТАКОЙ И ИНТЕРЕС!

P.S. О творчестве Владимира Антипенко:

Самое лучшее описание творчества В. А. сформулировано, согласно его собственному мнению, устами Андрея Чивикова (ЖЖ-журнал ‘dromos’):

«…в целом стихи Антипенко – смешение поисков. Он полнейший и законченный эклектик, но не графомании ради. Как Геша Григорьев искал слово, так Антипенко ищет заклинание. Он уповает на фонетическую составляющую. Смысл ему в основном побоку. Но может писать и классические, и (цитатные) подражательные стихи. Всё перемешалось в его творчестве. Футуризм. Обэриутизм: столкновения, обрывы, плебейский говорок, лакейский выверт. Метафорический трансформатизм. Имажинизм. Кубофутуризм. Эгофутуризм (у него даже есть что-то типа: в ландо моторном в ландо шикарном). Дыр-бул-щыл. Зинзивер. Интуитивный фонетизм. Интерпретационный резонансизм. И даже частичный символизм. Интересный поэт и небесталанный. Но его бы лучше слушать на театре. Камерный зал ему мал. Дует ветер – у-у-у! –х-х! Ш-ш-ш! – это надо слушать, а не читать.… Весь экспрессивный и экспериментальный. Но главное в его стати – поиск магических созвучий. Антипенко прожжённый организатор поэтического сопротивления. Он упрям, как бык. Как пришелец с планеты Юпитер.
И , наивный, верит, что ему удастся отыскать истинные шаманские заклинания, алхимические соотношения звуков, и он…наверное, тогда сделает всех счастливыми.»


ПРО ПОЭЗИЮ ДМИТРИЯ (он сам про себя пишет) -

"Некоторые старомодные умники считают, что у Поэта не должно быть никаких потребностей, если он Поэт, а не мелкий стихотворец, считают, что Поэт – есть чистейшая мысль, отчуждённая от тела, что тело Поэта – и не тело вовсе, а какой – то побочный продукт, которому ничего не нужно кроме Вдохновения. Многие Поэты до меня опровергали этот мерзкий стереотип, укоренившийся в массовом сознании, своими поступками, радикальными действиями против общества, когда их тело воспринималось некой изначальной структурой, вокруг которой формировалась их поэзия. Так было с Владимиром Маяковским, с Сергеем Есениным, с Евтушенко и Вознесенским, с Алиной Витухновской и многими другими.   
 
Поэзия – это Бессознательное языка, это не разум, не голова, а тело – остранённое, мерцающее, чужое. Я нигде не чувствую себя СВОИМ, потому что Я – ИЗНАЧАЛЬНО ЧУЖОЙ какой – то непостижимый холод образуется вокруг меня только из – за моего существования , как будто я кому – то   мешаю тем, что пишу стихи.   
 
Люди отворачиваются, когда об этом начинаешь говорить.   Привыкшим жить в мире, где всё понятно, распределено и рассеяно по областям научных знаний – ОПАСНО находиться рядом со мной. Я вызываю у них отчуждение, ментальное отвращение, как будто я делаю что – то всегда не так, даже если я вовсе ничего не делаю, а скажем, сижу где-нибудь на лавочке и просто смотрю на голубей, расхаживающих по двору.   
 
Моё существование некоторых и вовсе напрягает, словно будущий Апокалипсис.   Они боятся, что их дети, прочитав мои стихи, станут такими же, как я, или не дай бог, заинтересуются моей личностью. В таком случае   - мне лучше всего не – существовать. Поэту вообще лучше всего БЫТЬ МЁРТВЫМ, чтобы иметь бесспорное влияние.
 
  По Нострадамусу, кажется, Апокалипсис должен был уже наступить. Он и наступил. НАСТУПИЛ!!!! Как старый новый год, который отмечают, обычно, чисто символически.   
 
…За семейным столом, в уютной трёхкомнатной квартире….   …
 
Апокалипсис наступил в наших душах, которым никогда не упокоиться…"

{jcomments on}


Нужны нерудные материалы? Песок или щебень? Скорее беги в "Смоленские нерудные материалы" -www.smolnerud.ru1