Культурные базы Юрия Александрова

Культурные базы Юрия Александрова

Культурные базы Юрия АлександроваВ первой половине октября 2018 петербургская театральная публика была приглашена на настоящее оперное пиршество:  Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» под руководством народного артиста России Юрия Александрова вот уже в третий раз проводил Международный фестиваль камерной оперы, который на сей раз собрал оперные коллективы из Москвы, Гамбурга, Варшавы и Щецина – три российских и три европейских (Польша и Германия). По сложившейся традиции открывают и закрывают фестиваль постановки «Санктъ-Петербургъ Опера» - «Сельская честь» Пьетро Масканьи и «Искатели жемчуга» Жоржа Бизе. Фестиваль, проходит на сценах театра «Санктъ-Петербургъ Опера» и Эрмитажного театра и проводится при поддержке Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по культуре. В день открытия фестиваля Юрий Александров собрал журналистов у себя, в Мавританской гостиной особняка фон Дервиза на Галерной и рассказал о событиях фестиваля:

- Когда меня спрашивают, с какими трудностями нам приходится сталкиваться – нашему театру и фестивалю, я говорю, что с каждым годом нам становится все легче. Мы востребованы: только до конца этого года наш театр должен посетить с гастролями пять европейских театральных столиц, среди которых и Ницца, и Хельсинки, и Таллин.

А еще в России будут Казань и Москва, потом мы поедем в Словению. У нас сложились обширные связи, поэтому, когда мы предлагаем кому-то приехать к нам на фестиваль, то получаем моментальный отклик. И в этом не только признание наших заслуг, но и огромное уважение к тому великому городу, который мы представляем. Новый для нас коллектив из Польши Камерная опера Щецина или, как они называют себя сами, «Опера в Замке» представляют «Поворот винта» Бенджамина Бриттена. Это очень известное произведение великого английского композитора. Для нашей публики, знакомой с Бриттеном по «Поруганию Лукреции», будет интересно сравнить, увидеть те постановочные возможности, которыми располагает сегодня польская опера. Другой польский театр – Варшавская камерная опера – привезла «Похищение из Сераля» Вольфганга Моцарта в моей постановке (14 октября на сцене «Санкт-Петербург опера», начало 19.00). Опять же есть возможность сравнения нашего «Похищения из Сераля», поставленного в конце прошлого сезона, с польским. У них первоклассные молодые ребята с шикарными голосами.

Приглашая эти два польских коллектива, я думал, что пока в Польше строят новые базы НАТО, я строю культурные базы. Потому что я считаю, что политике можно и нужно противопоставить культурное взаимодействие. Когда мы выступали в Польше, случалось что появлялись пикетики, в которых стояли полторы старушки с плакатиками «Освободите Крым!». И это было неприятно, но когда после очень сложного спектакля «Поругание Лукреции» весь зал вставал и 15 минут аплодировал, а потом требовал остаться на час для разговора, все эти мелкие неприятности забывались.

Из Гамбурга к нам прилетела «Ласточка» Пуччини (на сцене «Санктъ-Петербургъ Опера 10 октября, начало 19.00). Эта опера в Петербурге совсем неизвестна: мы послушаем ее, попробуем приручить и оставить жить здесь.

Приезжают два театра из Москвы. Первый – театр имени Натальи Сац с оперой-сарсуэлой в двух актах Хуана Идальго де Поланко «Любовь убивает» в постановке Георгия Исаакяна (10 октября на сцене Эрмитажного театра, начало 19.00). «Геликон-опера» под руководством оригинально мыслящего режиссера Дмитрия Бертмана привозит нам «Семь смертных грехов» Курта Вайля, балет с пением (12 октября на сцене «Санктъ-Петербургъ Опера», начало 19.00).

В первый вечер фестиваля прошел спектакль «Сельской чести» Масканьи, знакомый поклонникам «Санкт-Петербург опера» с осени 2015 года (премьера состоялась 24 октября 2015, спектакль является лауреатом высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший спектакль в оперном театре в сезоне 2015-16)).

Культурные базы Юрия Александрова

«Сельская честь» («Cavaleria rusticana») Юрия Александрова – чистейший образец его фирменного стиля. Это опера-проповедь, насыщенная яркими красками мощных человеческих страстей – ревности, любви, тоски, пропитанная высокой и подлинной религиозностью. Внешне сюжет предельно прост и чем-то напоминает «Евгения Онегина»: две по соседству живущие любовные пары, чьи отношения разрушаются адюльтером и заканчиваются убийством на почве ревности (у Масканьи убийством соперника и самоубийством обманутой жены). Молодой Пьетро Масканьи (1863-1945), сочинявший свою оперу в 1890-м году, в рамках исповедуемого им веризма (от итальянского «vero» - настоящий, правдивый), хотел вернуть оперу с вагнеро-вердиевских средневеково-легендарных небес на грешную землю. Сюжет «Сельской чести» взят композитором из современной ему итальянской жизни.

Юрий Александров своей постановкой хочет сказать, что написанная более столетия назад опера – и про нас сегодняшних тоже. Это подчеркнуто активным использованием зала, как части сценического пространства. В самом начале первого действия Лола и Туридду появляются не на сцене, а прямо в центральном проходе, распевая свой любовный дуэт, как будто они не актеры, а одни из нас, зрителей. А в роскошно поставленной сцене католической пасхальной службы дети-ангелочки ходят по залу, раздавая зрителям облатки в виде настоящих маленьких печеньиц. Таким образом, незримая, но казалось бы нерушимая стена между актерами и зрителями оказывается сломанной, и все мы становимся не только свидетелями, но немножко и участниками трагических событий, разворачивающихся в спектакле.

Культурные базы Юрия Александрова

   {jcomments on}

1