КАРМИНА БУРАНА. Мировая премьера. Впервые в исполнении духового оркестра

КАРМИНА БУРАНА. Мировая премьера. Впервые в исполнении духового оркестра.в

 

XVIII Международный фестиваль «Адмиралтейская музыка»

10 декабря, воскресенье, 20.00 Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича (Михайловская ул., 2)

Карл ОРФ

КАРМИНА БУРАНА

Мировая премьера – версия для солистов, хора и духового оркестра Алексея Карабанова

Центральный концертный образцовый оркестр им. Н. А. Римского-Корсакова ВМФ России

Академический хор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

Хор Санкт-Петербургского государственного университета

Хор мальчиков Хорового училища им. М. И. Глинки

Дирижер – Алексей КАРАБАНОВ

Наталия Шмитт – сопрано; Дмитрий Хромов – тенор; Герард Карпенко – баритон

«Кармина бурана» («Бойернские песни») – рукописный сборник средневековой поэзии вагантов, вдохновивший Карла Орфа на создание своего самого популярного сочинения.

Название «с магической силой приковало мое внимание», писал Орф. На первой странице была помещена миниатюра с изображением колеса Фортуны, в центре – богиня удачи, а по краям четыре человеческие фигуры с латинскими надписями. Человек наверху со скипетром, увенчанный короной, – «царствую»; справа, спешащий за упавшей короной, – «царствовал»; простертый внизу – «есмь без царства»; слева, взбирающийся вверх, – «буду царствовать». И первым было помещено латинское стихотворение о Фортуне, изменчивой как луна:

Фортуны колесо вертеться не устанет:

низвергнут буду я с высот, уничиженный;

тем временем другой — возвысится, воспрянет,

все тем же колесом к высотам вознесенный.

24 стихотворения из сборника, вошедшие в орфовское сочинение – целый мир, которым правит судьба. Сам композитор считал эту партитуру истинным началом своего творческого пути. «Все, что я до сих пор написал, а вы, к сожалению, издали, — говорил композитор издателю, — можете уничтожить. С "Кармина Бурана" начинается мое собрание сочинений».

Исполнители:

Центральный концертный образцовый оркестр им. Н.А. Римского-Корсакова ВМФ России

Художественный руководитель и главный дирижер оркестра –

заслуженный артист России капитан 1 ранга

Алексей КАРАБАНОВ

Академический хор МГУ имени М.В. Ломоносова

Художественный руководитель – заслуженный работник культуры России

Мирза АСКЕРОВ

Хор студентов СПбГУ

Художественный руководитель –

Эдуард КРОТМАН

Хор мальчиков Хорового училища имени М.И. Глинки

Художественный руководитель – заслуженный артист России

Владимир БЕГЛЕЦОВ

Солисты:

лауреаты международных конкурсов

Наталия ШМИТТ (сопрано),

Дмитрий ХРОМОВ (тенор), Герард КАРПЕНКО (баритон)

Об исполнителях:

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТНЫЙ ОБРАЗЦОВЫЙ ОРКЕСТР имени Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА ВМФ РОССИИ – официальная музыкальная визитная карточка Российского Флота, его гордость и достояние. Залогом этого служат высочайший профессионализм, флотский шарм, верность морским традициям, а также присвоенное оркестру в год 150-летия великого русского композитора за выдающиеся заслуги перед российской музыкой имя Николая Андреевича Римского-Корсакова – первого инспектора военно-морских оркестров России.

Основой репертуара оркестра служит русская и мировая музыкальная классика, современная музыка, бесценный фонд русских и советских песен о море и Военно-морском флоте России. Концерты оркестра с успехом проходят на лучших концертных площадках, среди которых Большой зал Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, Концертный зал имени П.И. Чайковского Московской государственной академической филармонии, залы Московского международного Дома музыки, Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича, парадные залы Государственного Эрмитажа; в городах России и за рубежом.

Капитан 1-го ранга, начальник и художественный руководитель Центрального концертного образцового оркестра имени Н.А. Римского-Корсакова Военно-морского флота России Алексей КАРАБАНОВ – пропагандист музыки, написанной для духового оркестра. Безупречная дирижерская техника, блестящие комментарии к концертам, регулярные выступления на различных теле- и радиоканалах в передачах, посвященных военной музыке России, сделали его настоящим любимцем публики.

В 1985 году окончил с отличием Московскую консерваторию. С этого же года назначен дирижером Адмиралтейского оркестра, плодотворная работа с которым и активная концертная деятельность принесли артисту всеобщее признание.

С 1 октября 2007 года – начальник (художественный руководитель и главный дирижер) Центрального концертного образцового оркестра имени Н.А. Римского-Корсакова.

Музыкант неоднократно вставал за дирижерский пульт ведущих военных и симфонических оркестров Европы и Санкт-Петербурга. В 1996 году был удостоен почетного звания Заслуженный артист Российской Федерации.

Народный коллектив, лауреат Всероссийских и международных конкурсов и фестивалей АКАДЕМИЧЕСКИЙ ХОР МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА имени М.В. ЛОМОНОСОВА – уникальный коллектив. Он ведет свою историю с конца XVIII века и считается старейшим любительским хором. Хор создан спустя 20 лет после основания самого университета и 25 января 2015 года отметил свое 240-летие. Во все времена с коллективом сотрудничали выдающиеся деятели российской музыкальной культуры, его неизменно возглавляли великолепные хормейстеры.

Одна из самых ярких страниц в истории коллектива связана с Чайковским. В 1874 году композитор обработал для мужского хора Университета знаменитый студенческий гимн Gaudeamus, а через несколько лет он посвятил хору произведение «Блажен, кто улыбается».

В 1890 году в хор был зачислен студент юридического факультета Леонид Собинов – впоследствии знаменитый оперный певец. Позднее на вопрос о том, что повлияло на его профессиональное становление, он отвечал: «Пение в хоре считаю главным фактором моего вокального и музыкального развития». В наши дни в хоре поют студенты, аспиранты, преподаватели, сотрудники, выпускники Московского университета – представители почти всех факультетов МГУ.

С 1997 года Академическим хором МГУ руководит заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, кандидат педагогических наук Мирза АСКЕРОВ – яркий и темпераментный музыкант, знаток вокально-хорового искусства. Коллектив под его руководством выступает на самых разных площадках, гастролирует в России и за рубежом. Хор МГУ под руководством Мирзы Аскерова успешно участвовал в различных российских и международных фестивалях и конкурсах, где был удостоен дипломов лауреата. Неоднократно участвовал в концертах духовной музыки в рамках Рождественских фестивалей искусств «Россия православная», в торжествах, посвященных 700-летию преставления Великого князя Даниила Московского, в праздничных мероприятиях Дня города. Кроме того, хор Мирзы Аскерова с неизменным успехом выступает с концертами в МГУ и является непременным участником всех университетских торжеств. Успешная и интенсивная творческая деятельность хора МГУ в последние годы привлекает внимание слушателей самых престижных концертных залов столицы.

Один из старейших любительских хоров России, ХОР СТУДЕНТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, был создан в 1889 году. Руководителями хора в свое время были известные музыканты Штейнберг, Майкапар, Гаук. С 1949 года хор возглавил Григорий Моисеевич Сандлер, который проработал в нем 45 лет, участвовал в более чем 1400 концертах, выступал в Москве, Ленинграде, других городах Советского Союза и за рубежом (в Финляндии, Германии, Франции, Италии, Польше, Чехословакии, Югославии, Венгрии, Болгарии).

С 1994 года художественным руководителем хора стал Эдуард КРОТМАН, до этого работавший там хормейстером. Выпускник хорового училища имени М.И. Глинки и Санкт-Петербургской консерватории, он в 1991 году был удостоен диплома и специального приза на международном конкурсе хормейстеров в Таллинне. Помимо занятий с университетским хором, Кротман был главным хормейстером Музыкального театра Консерватории, а также работал художественным руководителем камерного хора государственного концертного зала «Смольный собор».

Под руководством Эдуарда Кротмана хор студентов в содружестве с ведущими петербургскими оркестрами и дирижерами подготовил и исполнил немало значительных сочинений. Репертуар хора сложен и разнообразен, он включает в себя произведения русских и зарубежных композиторов a cappella (Чайковского, Рахманинова, Танеева, Свиридова, Брукнера, Пуленка; музыку современных петербургских авторов Петрова, Фалика, Баневича, Екимова и мн. др.). Хор выступает на лучших концертных площадках Петербурга. Кроме того, хору студентов и его маэстро рукоплескала публика парижского театра «Одеон» и других концертных залов Франции, петербургских исполнителей приветствовали на сценах Тулузы, Мадрида, Толедо, Рима, Варшавы и Кракова.

ХОР МАЛЬЧИКОВ ХОРОВОГО УЧИЛИЩА имени М.И. ГЛИНКИ всемирно известен. Его превосходным звучанием наслаждались слушатели многих стран включая такие, как Австрия, Великобритания, Германия, Голландия, Дания, Италия, Китай, Словения, США, Франция, Финляндия, Швейцария, Польша, Южная Корея. С 2014 года директором и художественным руководителем Хора мальчиков является заслуженный артист России Владимир БЕГЛЕЦОВ, на протяжении многих лет работавший с этим хором и воспитавший немало музыкантов, являющихся сегодня ведущими солистами крупнейших оперных сцен – от Большого театра в Москве до Михайловского в Петербурге.

Наталия ШМИТТ (сопрано) – лауреат международных конкурсов, солистка Центрального концертного образцового концертного оркестра им. Н. А. Римского-Корсакова ВМФ России и Государственного Академического Русского концертного оркестра «Боян».

Выпускница Уральской государственной консерватории и аспирантуры. Обучалась на мастер-классах в Италии и Швейцарии — у итальянской сопрано Риты Орланди Маласпина и немецкого тенора Эрнста Хэфлигера, а также у американского педагога Майкла Пола.

Репертуар насчитывает сотни произведений, среди которых арии, романсы и песни русских и зарубежных композиторов, песни народов мира, произведения современных композиторов.

Дмитрий ХРОМОВ (тенор) – солист Московского музыкального театра «Геликон-опера».

Выпускник Московского областного музыкального колледжа имени С.С. Прокофьева (класс Н. Балюк) и факультета музыкального театра РАТИ – ГИТИС (мастерская профессора Д. Бертмана). В репертуаре Д. Хромова в «Геликон-опере» такие партии, как Дон Базилио («Свадьба Фигаро В.А. Моцарта»), Бомелий («Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова), Моцарт («Моцарт и Сальери» Н.А. Римского-Корсакова), Андрей («Мазепа» П.И. Чайковского), Флавио («Норма» В. Беллини), Шевалье («Диалоги кармелиток» Ф. Пуленка), Альва («Лулу» А.Берга), Альберт Грегор («Средство Макропулоса» Л. Яначека) и другие. Также сотрудничает с музыкальным театром «На Бассейной» (г. Калининград). Принимал участие в спектаклях программы Petite Opera проекта «Открытая сцена» Департамента культуры Москвы. В 2011 году был приглашен на роль Царевича Гвидона в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок» в Государственном академическом Большом театре России.

Герард КАРПЕНКО (баритон) – выпускник Челябинского музыкального училища им. П.И. Чайковского (вокальное, хоровое и теоретическое отделения), Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (вокальное и теоретическое отделения) и Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (вокальный факультет). Работал солистом Московского синодального хора, концертмейстером хора в Большом театре, солистом оркестра «Aurea Juventus». В настоящее время исполняет партию графа Томского в опере «Пиковая дама» П.И. Чайковского в постановке проекта «Troyka Multispace». {jcomments on}

1