СТОЛИЧНЫЙ БЛЕСК ЗАЗЕРКАЛЬЯ

СТОЛИЧНЫЙ БЛЕСК ЗАЗЕРКАЛЬЯ

ЗАЗЕРКАЛЬЕ В МОСКВЕ БОЛЬШОЙ ТЕАТР НАТАЛИЯ ТАНЬШИНА… Хмурое петербургское утро... Я работаю у себя дома и вдруг слышу из кухни крик мамы: «Зазеркалье! Наше Зазеркалье! В Москве!»

Да-да, и не просто в Москве, а на сцене главного театра страны, где только что прошли гастроли самого «Ля Скала» (!!!), и где мечтают выступать прославленные театральные коллективы всего мира.

Наш такой любимый, такой домашний и уютный музыкальный театр «Зазеркалье», куда наши дети уже водят своих детей, на новой сцене Большого театра открывает Первый фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку», проходящий в Москве с 27 сентября по 4 ноября (за полтора месяца запланирован показ столичной публике 44-х спектаклей, представленных коллективами из разных уголков нашей страны).

Для «Зазеркалья» нынешний сезон — юбилейный; в сентябре 2017 г. театру исполнится тридцать лет. И это уже третье выступление на сцене Большого театра (первое – 1992 год, второе – 2013).

По словам главного режиссера «Зазеркалья», народного артиста России А.В. Петрова, нынешние московские гастроли — своеобразный отчет за тридцать лет творчества.

Искушенную и пресыщенную московскую публику, приветствовавшую гастроли петербуржцев полными аншлагами, «Зазеркалье» порадовало и удивило своими лучшими спектаклями, целой палитрой жанров: тут и драма, и комическая опера, и зингшпиль, и миракль, и даже даосская притча.

ОПЕРНЫЕ ГЕНИИ ШУТЯТ. ВМЕСТЕ С ПОСТАНОВЩИКАМИ

27 сентября на новой сцене Большого театра открывала фестиваль одна из последних премьер театра — фантастическая и фееричная, ориенталистская «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, а на следующий день зрители могли насладиться редко ставящимися на театральных подмостках комическими одноактными миниатюрами великих мастеров европейской оперы. Зингшпиль «Директор театра» божественного В.-А. Моцарта и «Джанни Скикки» непревзойденного лирика Дж. Пуччини. Дирижировал Петр Максимов.

Это комические, но и драматические истории одновременно. Это истории о человеческих пороках — о жадности, хитрости, корыстолюбии. Это истории о всепобеждающей силе искусства, о всепобеждающей силе любви, о бессмертной музыке, о непреходящей ценности настоящего искусства. Обе постановки — о вечном, они были и будут современны всегда и современны сейчас. Хотя спектакли выполнены в классической манере, они кажутся исключительно актуальными в смысле постановки, а «Джанни Скикки» — и вовсе футуристичен в стилистике 20-х годов прошлого века.

Моцартовский «Директор театра» (режиссер постановщик — Александр Петров, дирижер — Петр Максимов) история о театральном директоре, потерпевшем фиаско, о его переживаниях и попытках набрать новую труппу. Сюжет «Директора театра» перенесен режиссером в антураж начала ХХ века, но его можно смело переносить и на столетие вперед, настолько поднимаемые вопросы болезненно актуальны. Как выживать театру в условиях рынка? Что ставить? Как отметил на пресс-конференции президент ассоциации музыкальных театров Г.Г. Исаакян, «можно каждый день ставить «Лебединое озеро» и «Травиату», и будет касса, залы, но будет ли творческий процесс?».

Ведь театр, искусство, говоря словами героя постановки, директора театра г-на Франка в потрясающе убедительном исполнении Леонида Нечаева, — это наслаждение, а как его измерить деньгами? Сам директор театра — фанатик своего дела, на таких искусство и держится. Судебные приставы вынесли все, оставив лишь веревку; и вот уже в самый последний момент, когда г-н Франк готов расстаться с поганой жизнью, бухгалтер г-н Буфф (в исполнении Кирилла Костромина) сообщает новость: разорившийся театр приглашают на гастроли в Зальцбург, на родину Моцарта! И директор театра забывает все, включая веревку! Моцарт — уже одно это имя воскрешает к жизни!

Моцарт всецело наполняет собой постановку: судебные исполнители выносят из театра за долги все, в том числе и портрет Моцарта, как «орудие производства». Но в итоге возвращают — Моцарт, в данном случае портрет, не имеет никакой ценности. Моцарт — не имеет ценности! Конечно, Моцарт бесценен!

В конкурсе, организованном императором Иосифом II в 1786 г. победу одержал Сальери, написавший оперу «Сначала музыка — потом слово». А зингшпиль Моцарта тогда оказался не столь востребован, но зато с блеском идет по сей день, свидетельством чему были бурные аплодисменты зрителей Большого театра. Крики «Браво!» раздавались в адрес Елены Попель (мадам Херц). Публикой было отмечено прекрасное пение лауреата международных конкурсов Елены Заставной (мадам Фогельзанг) и ее супруга г-на Фогельзагна (Роман Карпяк), а также заслуженной артистки РФ Сауле Искаковой (м-ль Зильберкланг). Образы артистов театра, всего этого «театрального народца», так хорошо знакомого самому Моцарту — комичны, ироничны, и правдоподобны. Ради контракта артисты готовы перевоплощаться в кого угодно: и вот мы видим неподражаемую Жанну д' Арк Елены Попель — её самым натуральным образом собирается сжечь палач Кошён, которого взялся сыграть костюмер Фриц (Егор Прокопьев); а вот и ослепительная царица Савская (Сауле Искакова), вокруг неё исполняет бешеные африканские пляски самый настоящий нубиец, исполненный тем же костюмером Фрицем; и супружеская пара Фогельзангов, скрывающих свое супружество ради ангажемента. Возникают конфликтные, но, конечно же, комические ситуации — Моцарт хорошо знал их из собственного опыта.

Как отметил на пресс-конференции Александр Петров, «спектакль должен быть любопытен и интересен тому, кто его ставит». Вне всякого сомнения, «Директор театра» был очень интересен Александру Васильевичу, и этот интерес и мастерство были по достоинству оценены зрителями этого легкого, искрометного, шипуче-музыкального спектакля.

А в конце моцартовского зингшпиля — виртуозный переход ко второму действу:

НАМ НУЖЕНТ ТРУП!

— так восклицает директор театра г-н Франк, et voila — самый настоящий покойничек по имени Буозо, из-за наследства которого разыгрывается трагикомическая авантюра в стиле классической итальянской оперы-буфф. «Джанни Скикки» (1918 г.) — предпоследнее творение Джаккомо Пуччини и единственная комическая опера маэстро.

А перед нами уже совсем другая постановка. «Директор театра» — лаконичные декорации, коричнево-охристая цветовая палитра, приглушенный свет. В «Джанни Скикки» все построено на контрасте черного и белого. Белая сцена, белое белье, белые подштанники, развевающиеся, как флаги, белые купола флорентийских базилик — и на этом белоснежном фоне «безутешные» родственники как черные вороны кружатся над добычей — еще не остывшим трупом Буозо Донати, все свое состояние завещавшего монахам. Это очень яркий, незабываемый спектакль, повествующий о плутнях хитроумного мошенника Джанни Скикки в блистательном исполнении заслуженного артиста Республики Карелия Владимира Целебровского. Неподражаемый Джанни Скикки сумел одурачить корыстных родственников усопшего богача и лишить их наследства.

Голоса певцов, казалось бы, привыкшие к камерному пространству родного театра, как выяснилось, без труда заполняют Новую сцену Большого. Артисты «Зазеркалья» умеют великолепно профессионально петь и убедительно играть драматическую роль одновременно, в отличие от многих «великих», которые, не считая нужным осложнять верхнее «ля» актерской игрой, просто выходят, встают как вкопанные и демонстрируют свои недюжинные вокальные возможности. То же можно сказать и об оркестре и дирижере, которые полноценно участвуют своим музицированием в драматическом действе.

Если в «Директоре» на сцене — портрет Моцарта, то во второй — бюст еще одного «бессмертного» — Данте Алигьери. Ведь Джанни Скикки — это персонаж «Божественной комедии» Данте, попавший в ад за обман доверившихся.

Пуччини и автор либретто Дж. Форцано перенесли действие в девятнадцатый век, а благодаря остро отточенной режиссуре Александра Петрова эта опера-буфф и по содержанию, и по драматургии воспринимается необычайно современно. Люди-то остались те же, природа человеческая не изменилась. Ансамбль родственников-коршунов (у дам даже перья на шляпках) потрясает: Дзита по прозвищу Старуха в исполнении лауреата международных конкурсов Екатерины Курбановой, ее племянник Ринуччо (Роман Арндт), прочие племянники, двоюродные братья, их беременные жены с грудными младенцами, — всем им нужно наследство! И все они останутся ни с чем, разве что с кроватями, стульями и столами из дома Буозо. А плут и мошенник Джанни Скикки это дело провернул не ради собственной наживы, а ради счастья любимой дочери Лауретты в исполнении лауреата международных конкурсов Ольги Васильевой. Вот такая всепобеждающая сила родительской любви!

И всепобеждающая сила искусства, позволившая зрителям перенестись из осенней Москвы в волшебное зазеркалье оперы. {jcomments on}

1