«Письмо человеку»

«Письмо человеку»

«Письмо человеку»авангардное, сюрреалистическое

и полное уважения исследование души танцовщика

Латвийская национальная опера (Рига)

3 – 7 августа 2016 года

Михаил БАРЫШНИКОВ

Уважение одного великого танцовщика к другому, идеально дополненное сюрреалистической авангардистской средой – так пишут мировые СМИ о моноспектакле ”Письмо человеку”, который поставил специально для знаменитого танцовщика Михаила Барышникова классик авангарда Роберт Уилсон.

Как это прекрасно – использовать выдающегося танцовщика второй половины XXвека, чтобы изобразить известного танцовщика первой половины XX века”, - пишет в журнале „The New Yorker” Джоанна Акоцелла.

Моноспектакль, поставленный по мотивам дневника знаменитого балетного танцовщика Вацлава Нижинского, можно будет посмотреть в Латвийской национальной опере с 3 по 7 августа, напоминает организатор гастролей Андрей Жагарс.

Мне кажется, моноспектакль „Письмо человеку” – это совершенное отражение трех талантливых личностей. Барышников и Уилсон своей работой настолько успешно дополняют друг друга, что перед зрителями почти физически открываются бездны души Нижинского”, - отмечает Жагарс.

Для того, чтобы воплотить безумие Нижинского, не нужен классический виртуоз. Необходим актер-танцовщик, обладающий исключительной тонкостью – именно таков Барышников в 60 с лишним лет, подчеркивает Акоцелла.

Минималистский, визуальный театр Роберта Уилсона казался идеальной сценической формой для этой импульсивной исповеди сумасшедшего. Каждому монологу режиссер придумал свою картинку. Анонимные фронтовые фотографии, зловещие горы Санкт-Морица с накрененным крестом, залитая светом комната-келья, картонные тени-двойники. Михаил Барышников выступает частью картинки, у него и лица-то нет — белый грим исключает живые эмоции. Часть их 68-летний танцовщик проговаривает телом, то зажатым и уязвимым, с пластикой едва научившегося держаться на ногах ребенка, то блаженно-расслабленным — с танцующими, чуть вялыми выразительными кистями”, - говорится в рецензии российской газеты „Коммерсант”, опубликованной после спектаклей, которые прошли в Монако в начале июля.

Со своей стороны, итальянская журналистка Анна Батиста подчеркивает способность танцовщика объединять тексты с движениями в сюрреалистической среде, где каждый элемент – свет, костюмы, музыка и слова – жизненно важен. С этим согласен и живущий в Милане актер и писатель Грэм Спайсер.

Характерный для режиссера перфекционизм, который раскрывается в декорациях, проекциях, световых играх, согласован с детальной и точной работой Барышникова со своим телом. В ближнем плане можно полноценно оценить мельчайшие детали:отлично скроенный фрак, тщательно наложенный черно-белый грим в стиле Петрушки, нюансы движения и света ”, - отмечает Спайсер.

Как пишет „Monaco Reporter”, Роберт Уилсон перенес действие в Будапешт 1945 года, в последние месяцы Второй мировой войны, когда приближалась к концу еще одна великая драма.„Но для Нижинского время остановилось, он наедине со своими демонами, особенно с Дягилевым, который вознес его на пьедестал балетного мира”, - пишет рецензент.

Угрожающее присутствие импресарио Сергея Дягилева в спектакле отмечает и журнал „The New Yorker”. Оно раскрывается в письмах, которые никогда не были отправлены. Самое страстное из них названо „Письмом человеку”. Оно предназначено для Дягилева, которого Нижинский никогда не назовет по имени, хотя и будет горестно обвинять, пишет Акоцелла.

Барышников — не страдалец и не безумец, на сцене он расчетлив и сух”, - к такому выводу приходит обозреватель „Коммерсант” Мария Сидельникова.

Билеты на моноспектакль “Письмо человеку” в Риге еще можно купить в кассах “Biļešuserviss” и в интернете по цене от 70 евро.

Гастрольные спектакли “Письмо человеку” организует “Фонд поддержки и развития культуры Андрея Жагарса” в сотрудничестве с Александром Шенкманом и компанией "Riga Art Festival". Телефон для справок и VIP-резервации: 27799977.

Генеральный спонсор гастрольных спектаклей - „Baltic International Bank”. Поддержка - „Hotel Bergs”.

Фонд поддержки и развития культуры Андрея Жагарса” учрежден с целью содействовать и развивать высококачественные культурные проекты, с особым акцентом на музыку и искусство, с привлечением финансирования меценатов и европейских фондов.

Краткие биографии

Михаил Барышников

Выдающийся артист балета современности. Родился в Риге в 1948 году, заниматься балетом начал в Рижском хореографическом училище у педагога Юриса Капралиса. Ярко начав карьеру в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинский), в 1974 году во время гастролей в Канаде остался на Западе.

29 июля 1974 года дебютировал в Нью-Йорке на сцене American Ballet Theatre в спектакле «Жизель» с Н. Макаровой. В 1978 году стал премьером труппы New York City Ballet, выступал в постановках Джорджа Баланчина и Джерома Роббинса.

Начиная с 1980-го года, в течение почти десяти лет, являлся художественным руководителем American Ballet Theatre, вырастив целое поколение танцовщиков и хореографов. В 1990-м году вместе с хореографом Марком Моррисом основал балетную труппу “White Oak Dance Project”, занимавшуюся постановками и изысканиями в области современного танца.

Как актер часто выступал на Бродвее и в других театрах, снимался на телевидении и в кино. Номинант на премию “Tony” и обладатель специальной премии критиков драматического театра “Drama Desk” за роль в бродвейской постановке “Метаморфозы” по Францу Кафке. Номинирован на премию “Оскар” за роль в фильме “Поворотный пункт”.

В творческой биографии Михаила Барышникова два моноспектакля – “Письмо человеку” (“Letter to a Man”) в постановке Роберта Уилсона и “Бродский/Барышников” в постановке Алвиса Херманиса.

В 2005 году артист основал в Нью-Йорке “Центр Искусств Михаила Барышникова” (“Baryshnikov Arts Center”), собирающий под своим крылом ярких творческих личностей со всего мира. Ежегодно в программах Центра участвуют более 700 артистов, чьи представления посещают около 22 тысяч зрителей.

Среди многочисленных наград Михаила Барышникова – “Kennedy Center Honor”, “National Medal of Arts”, “Commonwealth Award”, “Chubb Fellowship”, премия Джерома Роббинса и премия Вильчека 2012 года. В 2010 году Французское государство присвоило ему звание офицера французского ордена Почетного легиона.

Роберт Уилсон

Выдающийся современный режиссер театра и аудиовизуальных искусств, один из ярчайших представителей театрального авангарда. Родился в 1941 году в США, в городе Уэйко, Техас. В своих постановках использует широкий спектр художественных выразительных средств (танец, сценическое движение, освещение, музыка, текст), создавая удивительно эстетичные и эмоционально окрашенные образы. Работы режиссера заслужили широкое признание как у критиков, так и у публики во всем мире.

Учился искусству и архитектуре в Техасском университете и в институте Пратта в Бруклине. В 1968 году основал экспериментальную театральную студию “The Byrd Hoffman School of Byrds”, где был не только постановщиком, но и актером многих спектаклей.

Первый громкий успех принесла ему постановка 1971 года “Взгляд глухого”, созданная в Париже совместно с чернокожим глухонемым подростком, которого Роберт Уилсон усыновил. Этот спектакль вызвал восторженную реакцию европейской публики и, в частности, Луи Арагона. В 1974 году, продолжая свои радикальные эксперименты, Уилсон поставил спектакль “Письмо королеве Виктории”, где в главной роли был занят 13-летний подросток, больной аутизмом. Первым опытом музыкального спектакля стала для Уилсона постановка оперы Филиппа Гласса “Эйнштейн на пляже” (1976).

Помимо постоянных экспериментов с текстами (включая отказ от слова), телом актёров и сценографией, многие постановки Уилсона отличаются необычной продолжительностью: “Жизнь и эпоха Иосифа Сталина” (1973) длилась 12 часов, “Гора Ка и Сторожевая терраса” (1972) – 7 дней.

Роберт Уилсон сотрудничал со многими выдающимися артистами, писателями и музыкантами – Генри Миллером, Уильямом Берроузом, Томом Уэйтсом, Сьюзан Зонтаг, Лори Андерсон, Лу Ридом, Джесси Норман и другими.

Письмо человеку” – вторая совместная работа Уилсона с Михаилом Барышниковым. Легкооузнаваемый и давно завоевавший уважение азартных игроков официальный клуб казино Vulkan Stars (Вулкан Старс) гарантирует надежность, игровые автоматы от лидеров индустрии, безопасность платежных операций, выгодные условия сотрудничества, конфиденциальность, а также быстрое решение вопросов через службу технической поддержки. В 2013-м году состоялась премьера их спектакля “Старуха” по Даниилу Хармсу, в котором Барышников вышел на сцену вместе с Уиллемом Дефо.

Роберт Уилсон – основатель и художественный руководитель нью-йоркской художественной лаборатории “The Watermill Center”.

Он также известен как художник и скульптор, его работы часто экспонируются на выставках и находятся в частных коллекциях и музеях по всему миру.

Среди наград режиссера – номинация на Пулицеровскую премию, две высшие итальянские театральные награды Premio Ubu”, “Золотой лев” Венецианского биеннале и престижная британская театральная награда “Olivier Award”. Уилсон – член Американской академии искусства и литературы и Берлинской художественной академии. Франция наградила его орденом командора искусств и литературы (2003) и титулом офицера французского ордена Почетного легиона (2014), а Германия “Крестом за заслуги в области искусств” (2014).

Дополнительная информация для СМИ:

Тия Эзериня, руководитель проектов „Public ID Group” 

Моб. тел.: 29719893, э-почта: tija.ezerina@publicid.lv{jcomments on}

1