"Желтое танго" с Александром Вертинским

"Желтое танго" с Александром Вертинским

"Желтое танго" с Александром ВертинскимВчера мне посчастливилось заглянуть в прошлый век. Никогда прежде не доводилось погрузиться в это время с таким реальным ощущением достоверности и испытать, буквально, шквал эмоций. В арт-подвале «Бродячая собака» давали «Желтое танго» по воспоминаниям Александра Вертинского. По информации афиши формат его соответствовал камерности помещения – авторский спектакль, один актер-исполнитель Сергей Федотов в сопровождении концертмейстера-пианиста (Ирина Скосырева) и скрипача (Виктор Рапотихин).

С первых же звуков зал наполнился атмосферой непринужденности и творчества, столь характерной для истории этого культового места.

Мы, зрители, с самого начала были вовлечены в цепь событий и череду образов, составляющих то, что в театральной и музыковедческой традиции могло бы называться скупым и безликим словосочетанием «творческая биография». Но, нет, - этот живой авторский рассказ, родившийся из песен и воспоминаний Александра Николаевича Вертинского, в волшебных «руках» исполнителей стал настоящим полноценным представлением, дополненным всеми харАктерными чертами сменяющих друг друга времен и пространств. Начиная с образа Пьеро, подарившего русскому шансонье первый успех, мы неотступно следили за героями и событиями его жизни в разном антураже: каждое мгновение этого действа зритель не смотрит-слушает, а ПРОЖИВАЕТ его вместе с воссозданными, возрожденными из прошлого единственным актером персонажами, погружаясь в невероятно правдивый, иллюстрированный авторским словом и художественно-сценическими средствами, ход истории. Любовь и бережное отношение к искреннему, талантливому тексту, к самим героям, невероятная пластика и неуловимый язык тела, чуть заметный поворот головы или модный жест, особенная интонация и непостижимо меняющиеся тембры, и ещё множество приемов, которыми в совершенстве владеет главный актер "Желтого танго" Сергей Федотов, – заставляют зрителя сформировать образ, увидеть место действия, ощутить его запах (или даже копоть!), почувствовать эпоху, характер речи, детали быта, знаковые черты костюма, представить, «дорисовать» обстановку театрика или ресторана, скромного переулка или роскошного бульвара.

Невозможно остаться равнодушным к ироничному, по-медицински скрупулёзному профессору Баженову и не радоваться моральному перерождению гениального скрипача Владеско; трудно не восхищаться ярко-контрастным своенравным Константинополем и не подпасть под лиричное обаяние Парижа, сложно не расслышать отзвуки общего людского горя в грохоте Первой мировой и не ощутить тихий покой семейного умиротворения после возвращения шансонье на Родину...

Все в этом спектакле до крайности органично: плавные переходы от эпизода к эпизоду плетут общую художественную ткань драматургии, подводя к кульминационным моментам жизни или творчества (например, яркого озарения, толкнувшего к созданию той или иной песни) Вертинского.
Скромный реквизит, мастерски обыгранный, то, как незначительная деталь, то - как художественный акцент, дополняет искусно вписанные в действо фонограммы, световую партитуру и документальный видеоряд. Нельзя не отметить деликатность, сыгранность и высочайший профессиональный уровень музыкантов, создающих музыкальную фактуру композиции.

Великий мастер шансона здесь – актер и певец, семьянин и джентльмен, эмигрант и патриот. Щемяще-болезненная тема эмиграции звучит и в картинах жизни, и в скрупулезно-прорисованных пейзажах, и в прямой речи автора. В процессе действа становится невозможным разделить личности главного героя и исполнителя. Богатый опыт автора и почти колдовские перевоплощения Сергея Федотова заставляют переживать за обоих, проходя через боль событий и наслаждение творчеством, познание примеров подлости и чести, испытания мукой страдания и радостью излечения. Для меня, зрителя XXI века, отзвуки прошлого проецируются и на острые проблемы сегодняшнего дня, возвращаясь и обозначая необыкновенную актуальность творчества Вертинского и сегодня.
Три часа спектакля (с небольшим антрактом) пролетают на едином дыхании: чудесная животворящая сила объединила в нем музыку и слово, театр и кино, подарив зрителю то, ради чего стоит жить, - любовь к искусству и самой жизни.

Ps. Слова искренней признательности адресую Саше Карцеву за приглашение и чудесный розыгрыш-посткриптум, импровизированный им и Сергеем Федотовым в честь Дня рождения Александра Сергеевича Пушкина!
{jcomments on}

1