Презентация книги «Уланова Галина Сергеевна» в Петербурге

Презентация книги «Уланова Галина Сергеевна»
галина уланова18 апреля 2016 года в 16.00 в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой в рамках научно-практической конференции, посвященной 125-летию со дня рождения С.С. Прокофьева и 110-летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича, состоится презентация новой книги «Уланова Галина Сергеевна» с участием составителя книги, автора вступительной статьи Марины Алексинской, а также профессорско-преподавательского состава Академии во главе с ректором Н.М. Цискаридзе.

Аккредитация обязательна: Петрова Галина Леонидовна,

т.+7(921)7592262, glpp@mail.ru или pr@vaganovaacademy.ru

Книга «Уланова Галина Сергеевна» серии «Русскiй мiръ в лицах» (издательство «Русскiй мiръ») вышла в свет в канун памятной даты: 21 марта 1998 года ушла из жизни одна из величайших балерин двадцатого столетия. «Обыкновенная богиня» – так называли Уланову при жизни. Композитор Сергей Прокофьев написал для Улановой балет «Золушка». Режиссер Сергей Эйзенштейн – приглашал сниматься в «Иване Грозном».

Сенсация русского балета Рудольф Нуреев – передавал цветы в ее номер гостиницы во время парижских гастролей Большого.

В 1956 году гений Улановой пробил брешь в возведенном сэром Черчиллем «железном занавесе». Во время гастролей Большого в Ковент-Гарден впервые был нарушен этикет.

Жизель Улановой так вскружила голову британцам, что зал взорвался аплодисментами, бросился к оркестровой яме, забыв о том, что королева еще в ложе, и королева ушла незамеченной. После «Ромео и Джульетты» чопорная публика несла автомобиль с советской королевой на руках до отеля, а в антракте «Бахчисарайского фонтана» юный принц Чарльз ворвался на сцену, чтобы прикоснуться к затейливому антуражу сцены – не смог сдержать восторга. Эти и другие страницы жизни балерины предстают на страницах книги «Уланова Галина Сергеевна».

Настоящее издание – документ, свидетельство времени и страны, в которой феномен чуда Улановой стал возможным. Книга содержит статьи лучших критиков, современников балерины, записи интервью, воспоминаний, материалы архивных изысканий и переписку.

В книге три раздела. Первый – «Слово Улановой»: балерина рассказывает о становлении «большого стиля» в балете, о своих учителях, друзьях, учениках. Второй раздел представляет попытку современников разгадать тайну Улановой; среди авторов очерков – муж балерины Юрий Завадский, партнер по сцене Юрий Жданов, главный балетмейстер ГАБТ Юрий Григорович, американский журналист Альберт Кан и др. Третий раздел посвящен трем каноническим образам Улановой – Марии, Жизели, Джульетты: какими их видели критики, художники, поэты? Какими – обычные люди? «…Помните, был вечер, посвященный Вашему 70-летию, так вот, мама перед тем, как включить телевизор вымыла всю комнату, и когда смотрела телевизор, то сидела и плакала. Просто сидела, смотрела на Вас и плакала. Это, наверное, прекрасно, когда человек через всю жизнь проносит любовь к кому-то…», – письма к Улановой – одна из самых трогательных частей книги. Многие из них публикуются впервые.

Составитель книги и автор вступительной статьи – журналист, обозреватель газеты «Завтра» Марина Алексинская. В 80-х годах работала в ТАСС. В 90-е – сотрудничала с ИД «Коммерсантъ», «Независимой газетой», журналом «Эксперт».

«Идея написать книгу об Улановой родилась в 90-е, – рассказывает Марина Алексинская. – Рушились основы представлений об искусстве, и если либералы образца февраля 1917-го сбивали с царской ложи герб двуглавого орла, то «либералы» 1991-го – повторили историю под флагом «демократии и свободы». Для прессы стояла негласная задача: значимые для советского времени фигуры в искусстве и литературе должны быть нивелированы. Модно было говорить «Уланова – продукт советской пропаганды».

Предпринимались попытки «ожелтить» ее образ». Манифест настоящей книги – возвращение Улановой на пьедестал, обращение к эстетике «большого стиля» в искусстве. Книге «Уланова Галина Сергеевна» присужден грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Выпуск осуществлен при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы.{jcomments on}

1