ПОЛУЧИТЬ БОЛЕЕ ПОДРОБНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ТВОРЧЕСТВЕ БРУКНЕРА ВЫ МОЖЕТЕ НА САЙТЕ: http://www.bruckner.ru , и на http://exomni.narod.ru/music/ab.htm
Так уж получилось, что Антон Брукнер относится к плеяде тех великих композиторов, чью музыку редко исполняют в наших концертных залах. Исключение – нынешний сезон, что связано со 185-летием со дня рождения композитора. Эту музыку не изучают в детских музыкальных школах, лишая юных музыкантов даже малейшего представления о масштабах дарования этого композитора – по крайней мере, так было в далекие годы начала моего ознакомления с Музыкой.
Когда же впервые, в гостях, я услышала Брукнера на виниле (а это была светлая и мощная ми-мажорная Седьмая симфония), то, завороженная, оцепенев и вжавшись в диван, впитывала и впитывала эту великую музыку, в самых патетических местах в пух изничтожая бумажные салфетки. 31 марта в Большом зале филармонии имени Д.Д.Шостаковича прозвучал Te Deum и Симфония № 9 Антона Брукнера. Именно в таком, хронологическом порядке, хотя сам композитор завещал исполнять Te Deum в качестве финала Девятой. Представляя свой диалог с Господом у врат Рая, Брукнер говорил: «Когда Бог призовет меня и спросит: «Как ты распорядился талантом, который я даровал тебе?», я хотел бы подать Господу партитуру Te Deum-а и сказать: «Посмотри, это я сделал только для Тебя одного!». Надеюсь, он будет судить меня милостиво. Уж после этого я, наверное, проскочу». Эта не без юмора высказанная мысль прекрасно раскрывает отношение композитора к свому любимейшему детищу.
И действительно, это великолепное произведение потрясает: есть в нем и проникновенная молитва, и строгий григорианский хорал, и торжественное звучание фанфар, и нежные «голоса ангелов». Слушаешь, и кажется, что вырастают крылья – совсем как при посещении готических соборов.
Симфония Брукнера с фатальным номером «девять» (для многих композиторов сочинение девятой по счету симфонии являлось роковым, а симфония – последней) состоит из трех частей. Тяжело больной композитор все время молился о даровании ему сил для окончания симфонии и посвятил ее «возлюбленному Богу». Опасаясь, что он не успеет завершить симфонию, Брукнер завещал исполнять Te Deum в качестве финала этой симфонии. Девятая – это и обращение к Творцу, и выраженное ощущение близости неотвратимой смерти, и ироничное отношение к несовершенству мира, и очень личное обращение к потомкам.
Нельзя не отдать должное прекрасному исполнению: одновременно строго и страстно прозвучал Академический симфонический оркестр филармонии под управлением его художественного руководителя и главного дирижера Александра Дмитриева. Очень порадовало деликатное и в то же время мощное исполнений духовой группы, и вообще, трудно выделить кого-то из оркестрантов. Не удивительно также, что своими аплодисментами публика вызвала на сцену художественного руководителя Певческой капеллы Санкт-Петербурга Владислава Чернушенко – за безукоризненное исполнение капеллой хоровых партий в Te Deum-е.
Итак, аплодисменты отгремели, концерт завершился, зал опустел, а в ушах все звучит божественный земной творец Брукнер, посвящавший свои произведения Творцу Небесному.
ЧИТАЙТЕ ИНТЕРВЬЮ С ТЕОДОРОМ КУРЕНТЗИСОМ О ДЕВЯТОЙ СИМФОНИИ БРУКНЕРА: http://www.bruckner.ru/texts/currentzis.html
АНЕКДОТЫ ИЗ ЖИЗНИ БРУКНЕРА
{jcomments on}
1