ДМИТРИЙ АСТАФЬЕВ О МУЗЫКЕ, ТЕАТРЕ, ГЕНИЯХ И ЗЛОДЕЯХ

ДМИТРИЙ АСТАФЬЕВ: ЧЕМ БОЛЕЕ ЧЕЛОВЕК ГЕНИАЛЕН И ДЕЯТЕЛЕН, ТЕМ ОН СИЛЬНЕЕ РИСКУЕТ ОСТАТЬСЯ В ПАМЯТИ ПО

дмитрий астафьев

ДМИТРИЙ АСТАФЬЕВ специально для VECHESPB.RU: ЧЕМ БОЛЕЕ ЧЕЛОВЕК ГЕНИАЛЕН И ДЕЯТЕЛЕН, ТЕМ ОН СИЛЬНЕЕ РИСКУЕТ ОСТАТЬСЯ В ПАМЯТИ ПОТОМКОВ КАК ЗЛОДЕЙ

Дмитрий Олегович Астафьев – известный петербургский предприниматель и меценат; он – президент группы компаний «ЛенСпецСтрой», академик РАЕН, доктор технических наук, профессор. Дмитрий Астафьев – один из настоящих капитанов петербургского строительного бизнеса. Но нам он интересен, прежде всего, как блестящий интеллектуал, знаток классической музыки, завсегдатай филармонических и оперных залов. Будучи бизнесменом подлинно европейского типа, Дмитрий Астафьев покровительствует высоким искусствам и артистам.

– Дмитрий Олегович – Вы известный меломан, театрал и меценат. Как известно из музыкально-исторических книг, Бетховен и Чайковский, к примеру, были капризно-требовательны по отношению к своим спонсорам и, кто-то считает, что даже и неблагодарны. А как сейчас обстоят с этим дела?

- К моему большому сожалению, мне не довелось познакомиться ни с одним великим из тех, кто сам пишет музыку. Таких как Бетховен, Моцарт, Чайковский сейчас, по моему мнению, просто нет.
Касаемо, например, Родиона Щедрина, могу сказать, что посетил премьеру его оперы «Левша». Перформанс хороший, оперы нет, музыки нет. Больше всего мне понравилась Блоха, всё остальное – это нечто. Сама постановка красивая, а музыки нет: слушать нечего, но и уйти не хочется. Получилась не опера, а некое зрелище, причём, я бы сказал, политическое. Это мне и понравилось. Но Щедрин – не есть великий композитор.

Надо сказать, что Валерий Гергиев подобрал очень приличные голоса для того, что написал Щедрин. Это вызывает парадоксальные, двойственные впечатления, когда посредственная музыка поется и играется потрясающими исполнителями.

Мы же сегодня имеем дело с творцами-исполнителями, и нам повезло. Мы имеем честь помогать в работе маэстро Юрию Хатуевичу Темирканову; та же самая ситуация и с балетом – мы поддерживали постановки Михаила Григорьевича Мессерера. 

То, что это великолепный балетмейстер и крайне известный человек – это да, но также он отзывчивый человек, и тем более никаких намёков на действия, которые совершал, например, Бетховен, с его стороны быть не может. В наших отношениях есть взаимопонимание и благодарность от них за поддержку и от нас за то, что вместе можно делать одно дело.

- Скажите, а как Вы отвечаете на пушкинский вопрос о возможной совместимости гения и злодейства?

- Гений и злодейство абсолютно совместные вещи, даже если судить не в художественной ипостаси. Классический пример вселенского, так сказать, абсолютного зла – Адольф Шикльгрубер, он же – Гитлер. Будучи злым гением, он сумел подчинить себе всю Европу и навести в ней свой миропорядок. Поначалу из развалившейся страны он создал мощнейшее государство. Другой вопрос – какими способами это было сделано. И художественные таланты фюреру были присущи – вокзал в Лейпциге это личный проект Гитлера, например, он его нарисовал. Вокзал в Мюнхене – также идея Гитлера. К тому же Гитлер лично курировал все значимые архитектурные проекты в Третьем Рейхе. Язвить в его адрес, что он недоучка – это неправильно. Все его сооружения великолепны, тот же вокзал в небольшом городе Лейпциге вписан идеально: все готические здания рядом его совершенно не давят. Типовой вокзал, типовка, но очень неплохая типовка. Вот пример гениального человека, но злодея высшей пробы.

Если говорить серьезно, то каждому уровню развития производственных отношений свойственна некоторая ломка социальной системы. Большинство стран проходило тот же этап путём гражданской войны или путём установления диктатуры. В России это началось со сталинского режима, диктатуры. Страна из разорённой становится великой промышленной державой. Чем меньше страна, тем меньше эксцессов. В деревне все друг друга знают, сложнее нарваться на подлость. Чем больше страна, чем больше империя, тем сложнее ей управлять, и тем более агрессивны методы управления. А Америка, что ли лучше? Возьмите Трумэна – фашистская диктатура в чистом виде: концентрационные лагеря, откровенная антисемитская политика. Хотелось бы закончить эту мысль: все диктаторы, от Муссолини до Пиночета и Пол Пота, закончившего, как известно, Сорбонну, а потом вырезавшего треть населения своей страны – как правило, абсолютно образованные, по-своему талантливые люди.

дмитрий астафьев

Что касается композиторов, вы привели в пример Бетховена, а я приведу Моцарта. Ведь Моцарт безусловный гений, величайший композитор. Но он вечно бегал от долгов, от женщин, неоднократно им обманутых. Кто он при этом? Злодей или гений? Конечно, гений, но в частной жизни – это бытовое злодейство.
Если брать Восточную Европу, сразу приходит в голову Кафка – самый настоящий злодей. Несмотря на всё это, в Праге есть национальный музей Кафки и тому подобное.

Вспомним Вагнера, и то, как он отплатил своему благодетелю королю Баварии Людвигу Второму, которого впоследствии нашли то ли утонувшим, то ли убитым в озере. А ведь именно Вагнер свел его с ума, обескровил бюджет целого королевства – Баварии, и довел ситуацию до трагического конца.
Наш великий русский поэт, наше достояние, прости Господи, Пушкин. Сколько женщин он с пути истинного сбил!

Ядерная физика та же самая. Да, Курчатов гений. Сахаров тоже четко понимал, когда делал водородную бомбу, что это будет защищать Родину, что он делает это во благо. Потом Сахаров осознал своё научное творчество как злодейство, а дальше призвал: «Сбросьте водородную бомбу на Москву и Ленинград». Вот его путь: сначала во имя защиты своего народа создал жуткое оружие, потом осознал, что он сделал, а дальше следует полное предательство – он публично предлагает уничтожить своих сограждан и свою страну.

Поэтому можно сказать, что феномены зла и гения вполне совместимы. Зачастую злодейство является способом продвижения своей идеи. И чем более человек гениален и деятелен, тем он сильнее рискует остаться в памяти потомков как злодей.

- Как Вы считаете, интерес к классической музыке сейчас находится в состояние подъема или упадка?

- В отношении наших граждан, интерес к классической музыке рос раньше, в СССР. Сейчас с этим сложнее, и в связи с этим билеты в филармонию стараются сделать как можно дешевле. А во всем мире существует тенденция такая, что невозможно попасть на концерты Федосеева, Янсонса, Гергиева. Это не обошло и Россию, а что творится на Зальцбургском фестивале? Мировыми центрами музыки наряду с Римом, Берлином, Веной, Парижем являются также Москва и Петербург. Поэтому, как мне думается, интерес к классической музыке есть, но не к совсем старинной. Да, Моцарта играют с уважением, но больше делается акцент на 19-20-й века. Скажем, Рихард Штраус, пусть и своеобразный композитор, но вот к нему есть очень большой интерес.

- Скажите, а у Вас не возникает желания самому причаститься к занятиям Искусствам – например, играть на фортепиано как Владимир Путин или лично участвовать в театральных постановках как Владимир Кехман?

- Владимир Владимирович играет существенно лучше меня. Поэтому я бы не рискнул проявлять свои музыкальные способности на публике. Это не вызовет ни у кого удовольствия. А танцевать, как Владимир Абрамович Кехман танцует в балете в собственном театре в роли Чиполино, я не умею.

В институте я занимался режиссурой, и ставил тогда сценки в ЛИСИ, посвященные юбилею института – 150 лет. В то время исполнялось и 50 лет Комсомолу ЛИСИ, и в честь этого также проводились праздники с моей режиссурой. Всем понравилось – особенно завершение в виде хорошего застолья с бесплатным вином.
На этом я и решил закончить, осознав, что лучше хорошо делать свою работу. {jcomments on}

1